Сами месхетинцы и их лидеры постоянно подчеркивают, что для них все проблемы, возникающие в Краснодарском крае, имеют хотя и важное, но второстепенное значение. Своей главной целью они видят возвращение народа в те места, откуда он был выслан более 50 лет тому назад. Со своей стороны многие должностные лица в Краснодарском крае мотивируют отказ туркам в предоставлении гражданских прав необходимостью организации скорейшего переселения месхетинцев в Грузию. Таким образом, тема репатриации оказывается тесно связанной с текущими проблемами. До падения в Грузии режима Звиада Гамсахурдиа (январь 1992 г.) вопрос о возвращении турок-месхетинцев мог ставиться только теоретически. Новое руководство — Военный, а затем Государственный Совет — признало возможность репатриации месхетинцев. В марте 1992 г. распоряжением председателя Госсовета Э.А.Шеварднадзе была создана Комиссия по проблемам населения, депортированного в 1944 г. из Южной Грузии. В апреле того же года делегация, представляющая эту комиссию, провела переговоры с администрацией Краснодарского края, в результате которых был выработан «Концептуальный план по репатриации населения, депортированного в 1944 году из Месхетии и Джавахетии Грузинской ССР». Принятый в итоге текст не оговаривал сроков возможного переселения, его механизмов и конкретных обязательств сторон. В документе упоминалось о возможности «подготовить условия для переселения в Грузию части ранее депортированного населения во второй половине 1992 года». С грузинской стороны «Концептуальный план» был подписан членами комиссии Госсовета Гурамом Мамулия и Эльдаром Шенгелая, с Краснодарской — заведующим отделом Краснодарского краевого совета М.В.Саввой. Практических последствий одобрение этого документа не имело. Говоря о репатриации депортированных и их потомков, лидеры «Ватана» и грузинские власти имеют в виду разные вещи. «Ватан», поддерживаемый подавляющим большинством турок-месхетинцев, настаивает на возращении людей в те места, откуда они были высланы, то есть в Ахалцихский регион. Лидеры «Ватана» не возражают против того, чтобы месхетинцы, желающие поселиться в других частях Грузии, получили такую возможность, но только после того, как будет признано и обеспечено право депортированных и их потомков на жизнь в родных местах. Грузинские официальные лица предпочитают говорить о переезде месхетинцев, или «месхов», на территорию Грузии вообще, подразумевая их расселение в разных районах страны. Турки же в большинстве своем считают, что, расселившись в любом другом месте, кроме Ахалцихского края (в других частях Грузии, в Турции или в России), они останутся в положении «непрошенных пришельцев», лишенных каких-либо гарантий на будущее. Лидеры Госсовета Грузии и, соответственно, Комиссии по проблемам депортированных, как следует из ряда заявлений и публикаций, предполагали, что в страну будут постепенно возвращены лишь те месхетинцы, которые готовы признать себя грузинами и согласны на расселение малыми группами в разных ее частях. Иными словами, согласие на «возвращение к национальным корням», то есть на ассимиляцию, рассматривалось как предварительное условие репатриации. Однако эта позиция предусмотрительно не отражается в официальных документах. Заданный курс в месхетинском вопросе фактически остался неизменным после парламентских выборов октября 1992 г. и вплоть до настоящего времени. Руководством страны принято несколько официальных документов, декларирующих начало подготовки к «поэтапной репатриации». Следует отметить в этом ряду Распоряжение Главы Государства Республики Грузия № 106 от 18.05.93 «Об урегулировании некоторых социальных проблем депортированных месхов» и Постановление Кабинета Министров № 589 от 23.08.94 «О репатриации лиц, депортированных из Самцхе-Джавахети». Последнее важно тем, что прямо признает право депортированных на возвращение в Грузию без каких-либо оговорок относительно их этнической принадлежности. Пункт 2 Постановления № 589 предписывает ряду министерств и ведомств подготовить законопроект о репатриации, а также провести ряд организационных мероприятий, подготавливающих постепенное переселение месхетинцев. По итогам визита в Грузию делегации Межведомственной комиссии РФ по проблемам турок-месхетинцев 16 августа 1994 г. был подписан «Протокол намерений о сотрудничестве по итогам переговоров делегаций Республики Грузия и Российской Федерации по вопросу возвращения в Грузию месхетинцев и иных лиц, депортированных в 1944 году из Самцхе-Джавахети и временно проживающих на территории России». Пункт 6 Протокола предусматривает разработку и представление руководству двух государств до 15 декабря 1994 г. проекта межправительственного соглашения по репатриации. И Протокол, и Постановление представляют собой, по существу, декларации о намерениях: они не определяют ни механизмов, ни условий, ни сроков, ни источников финансирования и материального обеспечения планируемого переселения. В ноябре 1994 г. российской Межведомственной комиссии по проблемам турок-месхетинцев грузинской Службой репатриации был передан проект «Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Грузия по вопросам, связанным с восстановлением прав депортированных лиц, включая их потомков». Документ представляет собой воспроизведение текста Бишкекского соглашения государств СНГ по вопросам восстановления прав депортированных народов 1992 г. с небольшими заменами, носящими принципиальный характер. Во-первых, был предложен проект не межгосударственного (как Бишкекское), а межправительственного соглашения, не правомочного корректировать законодательство сторон, вследствие чего большинство статей этого документа могут рассматриваться лишь как декларации, не имеющие самостоятельного практического содержания. Во-вторых, проект оговаривает возвращение депортированных на территорию государства, где они ранее проживали, но не в те места, откуда они были высланы. Применительно к месхетинцам это означает, что грузинская сторона не гарантирует им возвращения в Ахалцихский регион и намерена расселять их по всей территории Грузии, на что, как сказано выше, большинство турок не согласно. Текст проекта не определяет также условий, механизмов и сроков переселения депортированных и их потомков в Грузию, то, кем этот процесс будет финансироваться, какие обязательства в отношении репатриантов берет на себя Грузия, какие государственные органы несут ответственность за репатриацию, каков механизм контроля и взаимной ответственности сторон. Тем не менее проект соглашения был в основном одобрен на заседании Межведомственной комиссии 10 ноября 1994 г., а в декабре парафирован грузинской стороной. Следует учитывать, что возможности грузинского руководства по части организованного возвращения месхетинцев весьма ограничены. Оно вынуждено считаться с массовой этнической ксенофобией (особенно по отношению к исповедующим ислам) и с давлением радикально-националистической оппозиции. Практически никто из грузинских политиков не готов взять на себя ответственность за массовое переселение в страну не только турок, но и даже мусульман, признающих себя грузинами. Серьезными препятствиями являются также предельная политическая нестабильность и экономическая разруха. Власти Грузии реально не могут брать на себя сколько-нибудь масштабных и далеко идущих обязательств; вместе с тем, они заинтересованы в том, чтобы «сохранять лицо», не выступая открыто против репатриации депортированных. По имеющимся сведениям, власти Турции увязывают предоставление экономической помощи Грузии и осуществление ряда проектов с началом организованного возвращения месхетинских турок. Все упомянутые факторы в совокупности определяют позицию грузинского руководства: имитировать деятельность по подготовке репатриации, не беря на себя конкретных обязательств, и в то же время неофициально заверять грузинскую общественность, что репатриация коснется только лиц, признающих себя грузинами. Что касается месхетинцев, то предлагаемым грузинскими властями вариантом даже при самом благоприятном исходе сможет воспользоваться в обозримом будущем несколько десятков, в лучшем случае сотен семей. В августе 1994 г. во время визита в Грузию российской делегации, в состав которой входили представители краснодарской краевой администрации (в частности начальник УДНВМ В.В.Реммлер), был обсужден вариант переселения в ближайший возможный срок 100 месхетинских семей в Цалкский район Грузии. План был выдвинут начальником Службы репатриации Кабинета Министров Грузии Г.С.Мамулиа. Цалкский район населен преимущественно греками-урумами — выходцами из Северо-Восточной Анатолии, исповедующими православие и говорящими на турецком языке. Часть урумов выехала в последнее время в Грецию и Краснодарский край. По мнению авторов плана, месхетинцы смогут вселиться в ныне пустующие дома. Предложение встретило активную поддержку со стороны краснодарской администрации и УДНВМ. По словам В.В.Реммлера (октябрь 1994 г.), переезд турок-месхетинцев в Цалку приветствовался главой районной администрации, против него не возражали и другие грузинские властные структуры, в том числе правительство. В октябре была получена предварительная информация о том, что переселение могло бы быть оплачено Международным обществом миграции. Переселение в Цалку также якобы было согласовано в устном порядке с Министерством обороны и МИД РФ. Следует отметить, что грузинско-российский Протокол (п.7) не исключает возможности начала переселения репатриантов в Грузию до заключения межправительственного соглашения. Вместе с тем, по словам В.В.Реммлера, согласие грузинских властей на эту операцию и их обязательства по отношению к переселенцам не были каким бы то ни было образом закреплены документально. Соответственно, не мог ставиться и вопрос о гарантиях переселяющимся в Грузию. Результаты бесед с сотрудниками УДНВМ и представителями администрации Крымского района в октябре 1994 г. показали, что УДНВМ в то время (по всей видимости, по согласованию с министерством по делам национальностей и региональной политики РФ) стремилось ускорить события и начать переселение месхетинцев в Грузию в ближайшее возможное время независимо от хода и результатов межгосударственных переговоров. С этой целью сотрудники УДНВМ добивались от организаций, представляющих месхетинцев, составления списков и сбора подписей желающих выехать в Грузию. Тогда же, в октябре, была начата активная работа в этом направлении. В частности, миссия ПЦ «Мемориал» прибыла в Крымск вместе с сотрудницей УДНВМ М.Ш.Мамасахлиси, в задачу которой входило инструктирование районной администрации относительно составления списков желающих выехать в Грузию. В этой деятельности УДНВМ старалось опереться на общества месхетинцев — «Хсну» и «Умид» в первую очередь. Можно говорить о том, что на месхетинцев со стороны администрации оказывалось давление с целью вынудить их согласиться на вариант переселения, предлагаемый грузинскими властями, и отказаться от требований возвращения исключительно в Месхети. Как признал начальник УДНВМ В.В.Реммлер, представители краевой администрации (не было сказано, кто персонально) неофициально предупреждали лидеров местных организаций «Ватана» о том, что если турки будут упорствовать в своем желании вернуться именно в Ахалцихский край, а не в Грузию вообще, то им не будут продлены справки о проживании (срок действия которых истекал у большинства в конце 1994 г.) и будут изъяты временные номера автомобилей [21.10.94]. По нашим наблюдениям, аналогичные предупреждения, по всей вероятности, были переданы и властями Крымского района. 19 октября районной администрацией было проведено собрание с участием представителей месхетинцев и казаков, на котором собравшиеся были проинформированы о планах переселения в Цалкский район 100 семей и о том, что выезд турок из края должен быть начат в ближайшее время1. По словам М.С.Кизилова, краевой администрацией была поставлена задача провести переселение 100 семей до Нового года. Об этом же он сообщил в интервью крымской районной газете2. Из бесед с лидерами месхетинских обществ и из выступлений на собрании турок-месхетинцев пос. Нижнебаканский, проведенном в нашем присутствии 27 октября 1994 г., можно сделать вывод, что отношение самих месхетинцев к планируемой акции в тот момент укладывалось в диапазон от сдержанно негативного (сторонники обществ «Умид» и «Хсна») до резко негативного (большинство, разделяющее позиции общества «Ватан»). Основная масса турок-месхетинцев безусловно настаивает только на возвращении в свои родные места. Главные возражения людей, даже в принципе согласных переселяться в другие районы Грузии, сводятся к следующему: 1. Переселение намечается проводить без каких-либо государственных, в частности законодательных, гарантий. Месхетинцы будут переселены не на те земли, откуда их выслали, а в другие районы. В результате их положение принципиально не изменится — они по-прежнему будут находиться «на птичьих правах» на чужой территории. 2. Переселение невозможно без тщательной подготовки и в сжатые сроки, к чему, по мнению месхетинцев, их фактически принуждают. Необходима долгая кропотливая подготовка, разведка, решение вопроса о выделении земельных участков, об обеспечении личной безопасности переселенцев и т.п. 3. Применительно к переселению в Цалку — осталась неясной принадлежность тех домов, куда собирались вселять месхетинцев. По их представлениям, все ныне пустующие дома в Цалкском районе имеют законных владельцев, которые не собираются их добровольно продавать. Греки из Цалки, ныне живущие в Краснодарском крае, предостерегли лидеров месхетинцев (по словам последних) от заселения в свой район и сообщили, что все временно выехавшие оттуда собираются в конечном счете вернуться. По словам сотрудников УДНВМ, сбор подписей и подготовка к переселению проводились в первую очередь для «успокоения» местного казачества накануне выборов в краевую думу и местные представительные органы. Поскольку акция по переселению месхетинцев была запланирована прежде всего в пропагандистских целях, казачество изначально было поставлено в известность о ее подготовке3. Однако, как показала беседа с лидерами казачества Крымского района4, это создало дополнительный провоцирующий эффект. Казаки получили новый и весьма удобный повод для ужесточения нажима и на турок-месхетинцев, и на администрацию. Как следует из проведенных интервью, пользуется популярностью следующий миф: месхетинцы стремятся любой ценой «закрепиться» на Кубани, а их разговоры о желании уехать на историческую родину ведутся лишь для отвода глаз — сначала они хотели вернуться в Грузию, а когда дорога в Грузию открылась, начинают выдвигать новые требования. Из этого делается вывод — нужно усиливать давление и выталкивать с территории края любое число турецких семей, как только для этого открывается минимальная возможность. На собрании турецкой общины пос. Нижнебаканский Крымского района 27 октября 1994 г. нам говорили, что местные казаки уже требовали выезда первых месхетинских семей до конца месяца. По словам А.Байрахтарова и Э.Аббасова, 19 октября в Нижнебаканском казаки организовали сход, на который пригласили месхетинцев. Выступавшие от имени казачества говорили о том, что в Грузии принято постановление о приеме месхетинцев, потому последние должны в ближайшее время начать выезд из края. Старший инспектор Абинского РОВД И.П.Кочуров и атаман района А.С.Феденко во время интервью утверждали, что в сентябре лидеры турецкой общины публично обещали казакам на собрании в здании администрации выехать в любой район Грузии, как только для этого откроется возможность, однако теперь, когда возможность переселиться в Цалкский район появилась, месхетинцы отказываются это делать [31.10.94]. В октябре—ноябре 1994 г. описываемый сюжет не получил развития. 31 октября лидеры общества «Умид» подготовили списки 125 семей, якобы готовых к переезду в Грузию, однако, направляя их в УДНВМ, оговорили в документе ряд условий, при соблюдении которых переселение могло бы состояться: признание права на возвращение в Ахалцихский край, законодательные гарантии репатриации, создание условий для продажи недвижимого имущества в Краснодарском крае и для тщательной подготовки размещения на территории Грузии. В начале ноября в Крымске и в пос. Холмский прошли собрания с участием представителей администрации, лидеров месхетинцев и казаков. Казаки выступали с обвинениями и угрозами в адрес турок, однако мероприятия закончились мирно, а краевая администрация не стала более настаивать на скором переселении в Цалку5. Официальная версия краевой администрации и УДНВМРП, изложенная, в частности, в письмах на имя заведующего делами общества «Ватан» С.Тедорова за подписью заместителя ГАКК В.Н.Салошенко (№ 06-06/34 от 3.05.95) и заместителя начальника управления В.В.Острожного (№ 16-08/246 от 26.06.95), состоит в том, что «несанкционированный выезд турок-месхетинцев на нескольких автобусах на территорию Республики Грузия свел на нет достигнутые договоренности и привел к тому, что Грузия заблокировала вопрос о переселении турок-месхетинцев в места традиционного проживания». [Документы имеются у составителей.] По нашим данным, Центральный совет и региональные отделения общества «Ватан» готовились провести в Ахалцихе 15 ноября 1994 г. траурные церемонии, посвященные 50-летию депортации месхетинцев, а также посетить Тбилиси. Об этом более чем за месяц были поставлены в известность Правительство РФ, Кабинет Министров Грузии, Министерство по делам национальностей и региональной политике РФ и Служба репатриации при Кабинете Министров Грузии. На эти обращения и предложения о совместной организации церемоний, посвященных траурной годовщине, не было дано ответа. Члены «Ватана» во главе с председателем ЦС общества пытались въехать на территорию Грузии на семи (по другим данным — девяти) автобусах со стороны Северной Осетии, но были остановлены и задержаны в Цхинвали. Группа месхетинцев из Азербайджана, следовавшая в Тбилиси на нескольких автобусах, была задержана на азербайджано-грузинской границе, а несколько человек, въехавшие в страну через Аджарию, посетили Ахалцихе и Тбилиси и, не проводя каких-либо акций, без эксцессов вернулись обратно. Факт визита какой-либо группы месхетинцев в Цалкский район после сентября 1994 г. был опровергнут и.о. заместителя начальника Службы репатриации Александрой Тевзадзе и работниками службы во время интервью, взятого А.Г.Осиповым в Тбилиси 25 октября 1995 г. Первоначально запланированное на декабрь подписание российско-грузинского соглашения было отложено на неопределенный срок, очевидно, из-за войны в Чечне. 25—28 мая с официальным визитом Тбилиси посетили министр по делам национальностей РФ Н.Д.Егоров и ГАКК Е.М.Харитонов. Во время встреч с грузинским руководством никакие соглашения, касающиеся месхетинцев, не подписывались, российская делегация получила лишь устные заверения, что грузинская сторона намеревается положительно решать этот вопрос. По словам В.В.Реммлера, до этого визита российской Межведомственной комиссией по проблемам месхетинских турок был предложен подробный план-график репатриации, но грузинская сторона отказалась от его подписания [5.07.95]. Ситуация, таким образом, не сдвинулась с мертвой точки. Следует отметить, что планируемые российско-грузинские соглашения, даже в случае их выполнения, не дают большинству месхетинцев гарантий переселения и обустройства в Грузии. С одной стороны, большинство месхетинцев изначально и принципиально не согласны на предлагаемый вариант. С другой стороны, импровизированное, предпринимаемое в пропагандистских целях и не имеющее нормативной базы переселение месхетинцев в разные районы Грузии, независимо от того, состоится ли оно или не выйдет за рамки проекта, может иметь ряд негативных последствий. Во-первых, оно провоцирует казачество в Краснодарском крае на более решительные и агрессивные действия против турок; во-вторых, может способствовать возникновению конфликтных очагов (в том числе в самой Грузии) и осложнить тем самым перспективы переезда в Грузию других семей месхетинцев. Краснодарская администрация и, как показал ход работы над проектом соглашения между Россией и Грузией, руководство Министерства по делам национальностей и региональной политике готовы рассматривать переселение месхетинцев в Грузию на условиях, предлагаемых грузинской стороной, как основной путь решения существующих проблем. Из этого можно сделать вывод: федеральные и краснодарские краевые власти, так же как и руководство Грузии, лишь имитируют конструктивную деятельность в отношении месхетинцев. На практике соглашения с Грузией, очевидно, призваны послужить формальным прикрытием для непредоставления туркам гражданских прав и для их постепенного «выдавливания» из края путем создания им невыносимых условий жизни. Эта стратегия объективно предполагает уступки и попустительство шовинистическим движениям в Краснодарском крае. Хотя российско-грузинское межправительственное соглашение не заключено до настоящего времени, угроза того, что под предлогом начала «репатриации» турок-месхетинцев будут активно вытеснять с территории Краснодарского края, остается весьма острой. Важно подчеркнуть, что планировавшаяся акция по подготовке переселения в Цалку или другие районы Грузии объективно направлена на нагнетание напряженности и на дискредитацию месхетинского движения. Необходимость переселения месхетинцев в Грузию и временный характер их проживания в крае служат одним из оправданий непредоставления туркам гражданских прав. Краевая администрация предлагает заведомо неприемлемые условия переселения и получает повод для того, чтобы обвинять турок в неконструктивной позиции, пользуясь тем, что мало кто осведомлен обо всех деталях проблемы. Представители УДНВМРП между тем старательно обходят в разговоре вопрос о том, что без легализации месхетинцев в крае и без предоставления им прописки они не могут никуда выехать: непрописанным не выдаются заграничные паспорта и они не могут продать свои дома без их надлежащего оформления. |