Законотворческий процесс в Государственной Думе

ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ
Выпуск 45 (обзор за сентябрь 2002 года)
11 октября 2002 года

Тема выпуска

МОРАТОРИЙ НА НАРОДОВЛАСТИЕ

Продолжение. Начало здесь.

С другой стороны, почему бы ни допустить, что КПРФ вполне искренне не хочет "гражданской войны" (в развязывании которой уличает ее Немцов), отчего и выходит на референдум для своих политических целей, а не для общенационального передела и пересмотра всего и вся. Сергей Юшенков рассуждал по этому поводу вполне разумно: "Есть существенные основания подозревать исполнительную власть в том, что она собирается запретить проведение референдума в последний год именно для того, чтобы исключить оппозицию из политического спора, потому что именно оппозиция сегодня не имеет доступа к средствам массовой информации, и, прежде всего, к государственному телевидению. В этих условиях пропрезидентские силы получают преимущество по сравнению с оппозиционными силами и у оппозиционных сил не остается никакого другого инструмента, кроме как использовать референдум, чтобы доходчиво можно было объяснить свою позицию по тем или иным проблемам нашей жизни". По мнению Юшенкова, власть выбивает "у оппозиции оружие, вполне конституционное, законное, демократическое, с помощью которого она может возместить каким-то образом ущерб, наносимый государственной политикой, которая отлучает оппозицию от средств массовой информации."

Как бы то ни было, вопросы КПРФ, хотя и политически направленные, и неоднозначные с точки зрения исполнимости результатов такого референдума, и, возможно, провокационные, по своему содержанию не противоречили требованиям закона. (Неясно, заметим в скобках, в каком - настоящем или прошедшем времени - следует говорить об этом референдуме, так как КПРФ наверняка будет обращаться к Конституционный Суд). Статья 3 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации" содержит перечень вопросов, которые не могут выноситься на референдум. По этой статье, недопустимо путем плебисцита изменять статус субъектов Федерации, добиваться досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента, Парламента, принятия и изменения бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства, введения, изменения и отмены налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты. Референдум не может проводиться для принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; решения вопросов амнистии и помилования. Посредством референдума не должны ограничиваться либо отменяться общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации. Если сильно не передергивать, придется согласиться, что коммуно-краснодарские вопросы не противоречат этому перечню.

Но в них ли дело? Ведь инициатива любого референдума принадлежит, по закону, ни КПРФ и ни какой другой группе, а двум миллионам граждан Российской Федерации. И не-правовое ограничение права на референдум - это ограничение конституционных прав граждан.

Принятый 18 сентября в первом, а 20 сентября во втором и третьем чтениях Федеральный конституционный закон "О внесении изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации" устанавливает запрет на инициирование (даже не проведение!) общероссийских референдумов в период федеральных избирательных кампаний, а также если проведение референдума "приходится на последний год полномочий Президента Российской Федерации, иных федеральных органов государственной власти". Проект закона был внесен на самом деле Кремлем, но де-юре подписан фракционными лидерами Вячеславом Володиным (ОВР), Сергеем Иваненко ("Яблоко"), Олегом Морозовым ("Регионы России"), Борисом Немцовым (СПС), Владимиром Пехтиным ("Единство") и Геннадием Райковым ("Народный депутат"). Впрочем, Кремль - Кремлем, а предвыборная борьба - борьбой. И в этом закон антикоммунистический (в злободневном политическом смысле), но и антигражданский - в смысле конституционном, правовом, равно выражает интересы и кремлевских фракций, и СПС с "Яблоком".

Пока, при намеченных сроках выборов Государственной Думы и Президента (соответственно декабрь 2003 и апрель 2004 годов), введенное ограничение означает невозможность проведения референдума на протяжении примерно двух с половиной лет из четырех. Дело в том, что процедура референдума включает в себя подготовительный период, составляющий примерно 7-9 месяцев. Референдум, инициированный в сентябре, может состояться не ранее апреля - мая. Следовательно, если проведение референдума приходится по срокам на начало января последнего перед выборами года, подготовка к нему (т.е. первый этап - обращение инициативной группы в избирательную комиссию) невозможна уже в апреле предыдущего года. Но так как начать официальную подготовку референдума в период избирательной кампании теперь также нельзя, а кампания начинается за 4 месяца до дня выборов, следовательно, организация референдума до апреля 2004 года (если состоятся однотуровые президентские выборы) либо даже мая невозможна. Так что, по имеющемуся сегодня графику федеральных выборов, ближайший референдум не может быть инициирован раньше мая-июня, а состояться раньше декабря 2004 - января 2005 годов. Иными словами, прямое волеизъявление народа - высшая, нежели выборы, форма народовластия - приостановлено, как минимум, на 2 года и 3 месяца.

Это при существующем раскладе. В случае же принятия решения о прямых выборах Совета Федерации в полном составе, т.е. по модели его формирования, примененной в 1993 году (что, как подтвердил Представитель Президента Александр Котенков уже активно обсуждается), то, при несовпадении дат выборов палат Парламента и Президента, возможен практически перманентный запрет на плебисцитарную демократию.

Дальше...
Оглавление выпуска