К предыдущей главе... К следующей главе...




9. ВООРУЖЕННЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ В ЗОНЕ КОНФЛИКТА

Вооруженные бандитские формирования есть с обеих сторон. Они регулярно устраивают провокации, убивают мирных жителей, берут заложников. Власти обеих республик не отрицают наличия таких группировок на территории их республик, но утверждают, что эти группировки не контролируются властями, более того, — власти борются с ними.

Однако в данном регионе в прямое нарушение законодательства Российской Федерации решением властей были легализованы и официально существовали вплоть до мая 1994 г. крупные военизированные формирования.

Так, в Северной Осетии осенью 1991 года вполне легально, решением республиканского Верховного Совета были созданы республиканская гвардия и народное ополчение. Эти структуры имели на вооружении не только стрелковое оружие, но и бронетехнику. В период боев осенью 1992 года из запасов МВД им было передано дополнительно большое количество автоматического оружия и бронетехника.

Руководство республиканской гвардией (к событиям осени 1992 г. в ней состояло несколько сот человек) было поручено Киму Цаголову (ныне заместитель министра по делам национальностей и региональной политике Российской Федерации).

Отделения народного ополчения создавались в населенных пунктах и на предприятиях.

Командир народного ополчения Б.Дзуцев в своем интервью владикавказской газете в марте 1992 года так описывал создание этой военизированного формирования:

«Создавалось оно раньше и в нелегальных условиях, чтобы не оказаться не готовыми к противостоянию силам, стремящимся вызвать правовой беспредел в республике, исключить стихийность, разобщенность и неуправляемость отрядов, которые могли возникнуть как ответная реакция на действия, посягающие на суверенитет республики». «Поэтому, когда возникла реальная опасность дестабилизации обстановки, наши формирования были легализированы и стали основой республиканского народного ополчения».1 То же самое он повторяет в 1994 году корреспонденту «Правды».2

Создание военизированных формирований власти РСО также оправдывали продолжающейся войной в Южной Осетии (Грузия). Так, в связи с расстрелом колонны осетинских беженцев членами грузинских вооруженных формирований Верховный Совет Северо-Осетинской АССР на чрезвычайной сессии 21 мая 1992 принял Постановление. Приводим цитату из этого Постановления, подписанного Председателем ВС СОАССР А.Галазовым: «...5. Доукомплектовать Республиканскую гвардию, в том числе за счет казачьих подразделений, провести запись добровольцев для направления их на защиту Республики Южная Осетия.... 7. Обратиться к руководству Российской Федерации с требованием обеспечить созданную в Северной Осетии Республиканскую гвардию необходимым количеством оружия, военной техники и имущества, а в случае отказа Верховный Совет республики оставляет за собой право их национализации. 8. Республиканскому Комитету самообороны форсировать производство боевого оружия на предприятиях города Владикавказа...». (выделение наше — Сост.)

Лишь в январе 1993 года, уже после трагических событий в Пригородном районе, на факт существования незаконных вооруженных формирований в РСО последовала реакция Федеральных властей — Президиум ВС РФ признал решения о создании в Северной Осетии республиканской гвардии и народного ополчения грубейшим нарушением Конституции и законов Российской Федерации.

Через 3 месяца после этого Совет Министров Северной Осетии принял постановление, но не о расформировании народного ополчения, а о создании на его базе Управления охраны объектов народного хозяйства (УООНХ). Республиканская гвардия была фактически преобразована в два полка Патрульно-постовой службы МВД РСО.

По данным Временной администрации, в УООНХ состояло до трех тысяч человек, под их охраной находилось 228 объектов народного хозяйства. На вооружении УООНХ имелось 79 единиц бронетехники (в основном БТР), 2 гаубицы Д-30, 3 пусковых установки «Алазань», 1535 автоматов, 150 карабинов с оптическим прицелом, 57 ручных противотанковых гранатометов, 18 грузовых автомобилей, 14 легковых автомобилей. Летом 1993 г. доставлены из Абхазии во Владикавказ 3 зенитные пусковые установки. УООНХ имело возможность использовать 2 самолета АН-2 и 2 вертолета МИ-2. С личным составом на стрельбищах проводились учебные стрельбы. УООНХ формировалось на добровольческой основе.

Преобразование народного ополчения в УООНХ по сути дела мало что изменило — боевики остались боевиками. Многие наблюдатели, в том числе сотрудники Временной администрации, отмечают, что значительную часть УООНХ составляли выходцы из криминальной среды.

Указом Президента РСО от 01.04.94 г. была образована комиссия по передаче личного состава, вооружения и техники УООНХ в систему МВД этой Республики.

Образ действий членов УООНХ характеризуют уже упомянутые в данном докладе эпизоды, которые произошли только за последний месяц существования этого Управления. Так, 10 мая этого года в Пригородном районе группа сотрудников УООНХ предприняла попытку блокировать и разоружить патрульный наряд сил МВД России, угрожая расстрелом на месте (см. раздел 8.2). А через 9 дней произошел вопиющий случай захвата 6 заложников (в том числе 17-летней девушки, женщины и 72-летнего старика), ответственность за который безусловно лежит на УООНХ (см. раздел 8.1). Два члена УООНХ, бывшие свидетелями захвата заложников, скрылись от правоохранительных органов.

28 мая этого года Постановлением Президиума Верховного Совета и Правительства Республики Северная Осетия УООНХ было упразднено. При этом сотрудники Управления, прошедшие переаттестацию, должны приниматься на службу в МВД.

Согласно сведениям, полученным представителями ПЦ «Мемориал» из компетентных источников, постановление о расформировании УООНХ и разоружении его членов выполняется плохо, разоружение идет крайне медленно. К концу августа у бывшего УООНХ было изъято 15 единиц бронетехники, более 190 единиц нарезного оружия.3

К октябрю 1994 года реального разоружения так и не произошло.

В целом наличие большого количества огнестрельного оружия на руках у гражданского населения не отрицается властями РСО.

На базе районных отделов УООНХ при выполнении мобилизационных мероприятий в течение 2-х суток могут быть сформированы отряды ополчения общей численностью до 18 тыс. человек4 (цифра подтверждается сотрудниками Временной администрации); согласно сведениям, полученным в Представительстве Президента России в ИР эта цифра может составлять до 30 тыс. человек.

На территории нынешней Ингушской Республики (до декабря 1992 г.), а также в ряде населенных пунктов Северной Осетии (до событий осени 92 г.) существовали ингушские вооруженные формирования численностью от 20-30 до нескольких сотен человек (имеются данные о том, что на территории ИР существовали формирования, насчитывавшие до 5000 человек; однако нет никаких свидетельств об участии столь крупных отрядов в боевых действиях). На вооружении у них имелось стрелковое оружие (в том числе автоматическое), гранатометы, пулеметы. По некоторым свидетельствам, использовались также обшитые стальными листами грузовые автомобили. С началом исполнения Р.Аушевым в декабре 1992 г. обязанностей Президента Ингушской Республики эти отряды были расформированы. При этом, однако, практически все оружие осталось на руках у населения. С тех пор легально никакие вооруженные формирования, кроме структур МВД ИР, на территории Республики не действуют. Руководство ИР неоднократно публично объявляло о своей готовности предоставить помощь для ликвидации любой незаконной вооруженной группировки на территории ИР.

В целом в ИР у гражданского населения скопилось громадное количество огнестрельного оружия, гранат, мин и т.д. Это признают и власти, и сотрудники правоохранительных органов, и практически все собеседники в ИР. Такое оружие фактически беспрепятственно поступает в ИР через неохраняемую и «прозрачную» границу с Чечней, где оно открыто продается. Подчас местные жители рассматривают факт регистрации автоматического оружия в отделе внутренних дел г. Грозного (Чечня) как законное основание для владения им на территории Ингушетии, и даже требуют вернуть конфискованное оружие.

Согласно сведениям, полученным в Представительстве Президента России в ИР, в случае повторного возникновения вооруженного конфликта в регионе можно ожидать создания ингушских формирований общей численностью до 12 тыс. человек. Исходя из общей численности постоянного населения и вынужденных переселенцев на территории ИР, а также из факта накопления большого количества оружия на руках у гражданского населения реально эта цифра может оказаться большей.

Имеются сведения из разных источников о том, что на территории Чечни и Грузии в специальных лагерях базируются ингушские вооруженные группировки. Власти ИР решительно опровергают данное утверждение.

Согласно сведениям, полученным представителями ПЦ «Мемориал» из компетентных источников, незаконные вооруженные формирования базируются на территории ИР в высокогорном Джейрахском районе. В некоторых акциях, проводимых этими формированиями, принимают участие в нерабочее время сотрудники ППС ИР.

Несмотря на то, что в горных районах Ингушетии вдоль границы с Северной Осетией находятся посты МВД ИР, ими не разу не были задержаны или обстреляны члены ингушских незаконных формирований, проникающие на территорию РСО. Данный факт позволяет предполагать наличие координации действий между сотрудниками МВД ИР и членами ингушских незаконных формирований.

В составе МВД РСО и ИР находятся полки патрульно-постовой службы (ППС) и батальоны отрядов милиции особого назначения (ОМОН), представляющие собой соединения, способные вести боевые действия.

В составе МВД ИР :

— 1 полк ППС численностью 975 человек, на вооружении находятся 3 бронетранспортера (всего МВД ИР имеет 5 БТР). Состоит из трех батальонов и роты специального назначения, укомплектованной личным составом, имеющим опыт боевых действий;

— батальон ОМОН — 98 человек;

— отдельный батальона ППС —233 человека.5

В составе МВД РСО :

— 2 полка ППС общей численностью 1237 человек, на их вооружении находятся 25 единиц бронетехники (БТР);

— отдельный батальон ОМОН общей численностью 200 человек, имеющий на вооружении 9 бронетранспортеров.6

Согласно сведениям, полученным представителями ПЦ «Мемориал» из компетентных источников, реально в подразделениях ППС обеих Республик служит большее количество людей, чем предусмотрено по штатному расписанию; на их вооружении находится сверхштатное оружие: гранатометы, зенитные установки, бронетехника. Прежде всего это относится к подразделениям ППС РСО, у которых МВД России должно было изъять сверхштатную бронетехнику, однако к осени 1994 г. это решение так еще и не было выполнено.