К предыдущей главе... К следующей главе...




13. УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 30 СЕНТЯБРЯ 1994 г. «О ВВЕДЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ НА ЧАСТИ ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ И ИНГУШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»

30 сентября в зоне ингушско-осетинского конфликта истек срок режима ЧП, установленный Указом Президента России от 25 июля 1994 года.

Лишь 3 октября Президентом был подписан очередной Указ, вводящий режим ЧП на следующие три месяца. Таким образом, с точки зрения закона в регионе конфликта на два дня режим ЧП был отменен.

Такая странная, чреватая тяжелыми последствиями затяжка с продлением режима ЧП, по-видимому, была вызвана борьбой в высших эшелонах власти по поводу текста нового Указа.

По имеющимся в распоряжении ПЦ «Мемориал» сведениям, в проекте данного Указа, предложенном на подпись Президенту, имелся ряд новшеств, только часть из которых вошла в текст подписанного Указа.

Наиболее существенным являлось перенесение местонахождения Временной администрации из Владикавказа в Чермен, — мера, которая, по мнению ПЦ «Мемориал», создав определенные трудности для сотрудников Временной администрации (части из них пришлось бы ездить на работу из Владикавказа в Чермен), позволила бы в сжатые сроки решить вопрос о возвращении вынужденных переселенцев в 4 села.

Из текста же подписанного Указа пункт, касающийся переноса местоположения Временной администрации, был убран.

В подписанном 3 октября Президентом РФ Указе, появились 2 новых положения, отсутствующие в прежних подобных Указах:

— о подчинении главе Временной администрации органов исполнительной власти обеих Республик и органов местного самоуправления по вопросам возвращения вынужденных переселенцев и режима ЧП;

— о том, что решение всех органов государственной власти и местного самоуправления по этим же вопросам без согласования с главой Временной администрации не имеют юридической силы.

Однако по существу никаких дополнительных полномочий Временной администрации они не предоставляли, поскольку лишь подтверждали данные ранее права (см. раздел 11).

Более того, подтверждая эти полномочия, авторы Указа почему-то не стали подтверждать также уже имеющееся у Временной администрации право отстранять от должности руководителей и должностных лиц исполнительной власти (см. раздел 11), чем поставили Временную администрацию в двусмысленное положение.

Интересно, что в предыдущем подобном Указе от 25 июля имелся пункт, в котором Правительству РФ предписывалось обратить внимание на выполнение решений о разоружении незаконных вооруженных формирований. В новом Указе подобного пункта нет. Отсюда можно предположить, что Президент России считает, что такие формирования в зоне конфликта уже разоружены.

В целом можно констатировать, что данный Указ не только консервирует нынешнюю неудовлетворительную ситуацию, но и закладывает основу для новых отрицательных процессов в регионе.