К предыдущей главе... К следующей главе...

Некоторые цифровые данные

«Лицо становится беженцем не в силу признания,
а признается таковым, поскольку является беженцем»
Руководство по процедурам и критериям определения статуса беженцев.
УВКБ ООН, Женева, 1992.

Федеральная миграционная служба оценивает общее число переселившихся с 1992 г. в Россию лиц в 3 000 000. Однако большая часть этих людей не получает статуса беженцев или вынужденных переселенцев из-за соответствующей политики российских властей.

По официальным данным, на конец 1996 г. ФМС в России было зарегистрировано:

590 000 лиц, перемещенных внутри страны (80 000 из Чечни до военных действий, 450 000 — во время войны, 60 000 — мигрантов из Ингушетии);

920 000 недобровольно переселяющихся лиц (беженцы и вынужденные переселенцы из стран бывшего СССР).

При оценке этих цифр необходимо учитывать, что только 130 000 пострадавших от военных действий жителей Чечни получили статус вынужденных переселенцев, 200 000 к началу 1997 г., по данным ФМС (вызывающим сомнения), возвратились обратно. (По наблюдениям автора доклада, возвратилось обратно существенно меньшее число бывших жителей Чеченской Республики. Многие были вынуждены совершать поездки за документами и получали в ФМС бесплатные билеты, которые выдавались только в одну сторону. Это создало впечатление возвращения большего числа людей, чем это было в действительности.)

УВКБ ООН зарегистрировано в России 46 500 беженцев из дальнего зарубежья. Реальное число находящихся на территории России афганцев, сомалийцев, эфиопов, курдов и других, подпадающих под международное определение беженца лиц, гораздо больше. ФМС не регистрирует беженцев из третьих стран, полностью перекладывая заботу о них на УВКБ. Из числа этих беженцев до сих пор статус в России получили не более 100 человек, притом, что, по различным оценкам, в России находится от 100 000 до 300 000 одних только афганцев.

В 90 центрах временного размещения (ЦВР) ФМС, включая лагеря вокруг Чечни, было размещено 24 500 переселенцев. В 24 ЦВР в Центральной России проживают около 4500 человек. Остальные устраиваются сами.

В 1996 г. ФМС России на реализацию принятой миграционной программы

— было запрошено 12 триллионов рублей,

— выделено из бюджета по плану 2,2 триллиона рублей,

— реально получено 332 миллиарда рублей,

— из них на компенсацию жертвам чеченской войны  — ничего.

Отметим, что стоимость одного места в ЦВР с учетом аренды помещения, его содержания, обслуживания достигает 30 000 рублей в день, на питание обитателя ЦВР в день выделяется 8000 рублей. Таким образом на одного беженца затрачиваются огромные средства, на малую часть которых он мог бы решить свои проблемы самостоятельно.

В ряду прочих цифровых данных приведем также выдержки из штатного расписания одного из центров временного размещения ФМС. На март 1997 г. должностные оклады сотрудников центра составляют:

— директор  — 390 000 рублей,

— бухгалтер  — 187 000 рублей

— машинистка  — 121 000 рублей,

Столь же нищенские оклады получают и другие сотрудники системы ФМС, включая и среднее звено центрального аппарата. Кроме того, в регионах, особенно в национальных республиках, выдача зарплаты постоянно и надолго задерживается. Сотрудники ФМС, непосредственно работающие с беженцами, не проходят никакой психологической подготовки, а также не имеют поддержки психолога на приемах. Им не предоставляется дополнительный отпуск. Прием ведется в тесных помещениях, ожидающие его беженцы часами простаивают в страшной духоте. Все это делает работу сотрудников миграционных служб, входящих в систему ФМС, тягостной для них и недостаточно эффективной для беженцев.

К предыдущей главе... К следующей главе...