МЕМОРИАЛ. Главная страница.

МЕМОРИАЛ. Главная страница.

В.В.Туляков,зам. руководителя юридического управления Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики

Изменения нормативно-правовой базы в области вынужденной миграции в России

За последний год произошли следующие изменения в законодательстве: 07.08.2000 г. принят ФЗ № 122 “О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации”. В ст. 6 данного федерального закона в Закон о вынужденных переселенцах и в Закон о беженцах внесены некоторые изменения. Так, в подпункте 3 п. 1 ст. 6 Закона о беженцах слова “не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом”, заменены словами “не ниже ста рублей”. Речь идет о размерах единовременного пособия, которое выплачивается лицам, получившим свидетельство о регистрации ходатайства о признании вынужденным переселенцем, либо свидетельство о рассмотрении ходатайства по существу по предоставлению статуса беженца. Аналогичное изменение внесено и в Закон о вынужденных переселенцах, в подпункте 1 п. 1 ст. 4 слова “не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом” заменены словами “не ниже ста рублей”.

В связи с этими изменениями были внесены изменения и в подзаконные акты, связанные как с выплатой единовременного денежного пособия, так и с выплатой компенсации за утраченное имущество в ЧР. Пункт 6 порядка выплаты компенсации за утраченное жилье и имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в ЧР и покинувшим ее безвозвратно (510-е постановление правительства) теперь звучит так: “Компенсация за утраченное имущество устанавливается в размере 5 тысяч рублей на каждого члена семьи для семей, имеющих в своем составе до трех человек включительно, и в размере тысячи рублей на каждого последующего члена семьи. Но не более 20 тысяч рублей на одну семью”. Данное изменение вступило в силу с 01.01.2001 г. Для тех граждан, которым выплачивалась компенсация до вступления в силу данного изменения, никакой индексации не предусмотрено.

Постановление правительства от 16.06.1997 г. № 724 “О размерах единовременного денежного пособия и порядке его выплаты лицу, получившему свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем”. В абзаце втором слова “в размере одного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом” заменены словами “в размере ста рублей”. В абзаце третьем речь идет о малообеспеченных лицах, там слова “в размере полутора минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом” заменены словами “в размере 150 рублей”.

В постановлении правительства РФ от 23.05.1998 г. № 484 “О размере единовременного денежного пособия и порядке его выплаты лицу, получившему свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ по существу” в подпункте “а” слова “одного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом”, также заменены словами “сто рублей”, а в подпункте “б” слова “полутора минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом”, заменены словами “150 рублей”.

07.11.2000 г. был принят Федеральный закон № 135 “О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона “О государственной дактилоскопической регистрации в РФ”. Данным законом внесены изменения в ряд законодательных актов, в том числе в Закон о беженцах. Абзац второй п. 3 ст. 3 Закона о беженцах изложен теперь в следующей редакции: “Лицо, ходатайствующее о признании беженцем и находящееся на территории РФ, в соответствии с законодательством Российской Федерации, проходит процедуру идентификации личности, включая обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию по месту подачи ходатайства”. Таким образом, снятие отпечатков пальцев стало нормой закона.

08.11.2000 г. издано постановление правительства РФ № 845 “Об утверждении Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации”. Данное постановление не является нормативным актом прямого действия, и в его развитие министерством разработан ряд ведомственных нормативных актов, которыми регламентируется порядок применения отдельных норм данного положения. В настоящее время в Минюсте на государственной регистрации находится два приказа, один связан с утверждением соответствующих положений, касающихся временного обустройства вынужденных переселенцев, второй — с предоставлением постоянного жилья на территории Российской Федерации.

16.03.2000 г. издано распоряжение правительства РФ № 394-Р, в котором говорится “Госстрою России на основании информации, предоставляемой Госкомстатом России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, начиная со второго полугодия 2000 г., ежеквартально определять и за месяц до начала очередного квартала публиковать в средствах массовой информации данные о средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Российской Федерации, экономическим районам и субъектам Российской Федерации, для расчета размеров безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств федерального бюджета”. Применительно к нашей деятельности это распоряжение касается изменения порядка исчисления размера долговременной беспроцентной возвратной ссуды, которая предоставляется вынужденным переселенцам на строительство либо приобретение жилья. Раньше в соответствии со 106-м постановлением правительства и приказом ФМС России № 13 размер ссуды определялся путем умножения количества членов семьи на количество приобретаемых квадратных метров, но не более 18 метров на одного члена семьи, помноженное на стоимость одного квадратного метра, которая определялась не ежеквартально, как сейчас предусматривает распоряжение правительства, а раз в год. На практике это вылилось в то, что изданный в 1997 г. приказ ФМС России так и не претерпел изменений. И стоимость одного квадратного метра как была определена в 1997 г., так и не изменялась. В связи с принятием данного распоряжения стоимость одного квадратного метра будет ежеквартально меняться, устанавливаться Госстроем, публиковаться в специальных изданиях, и территориальные органы должны будут руководствоваться этими показателями при определении размера ссуды. На практике это приведет к значительному увеличению суммы, поскольку средняя рыночная стоимость намного выше, нежели ранее определенная ФМС России стоимость.

В развитие данного распоряжения Минфедерации России издало приказ от 21.01.2001 г. № 10, в соответствии с которым руководителям территориальных органов дано предписание руководствоваться данными Госстроя России о среднерыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья при расчете размера предоставляемой вынужденным переселенцам ссуды на приобретение жилья. Приказ был направлен на регистрацию в Минюст, но данным министерством признан не нуждающимся в государственной регистрации. Минюст посчитал, что права граждан здесь не затрагиваются. Речь идет об учете стоимости одного квадратного метра только на приобретение жилья. Ссуда же предоставляется сейчас на приобретение, строительство, ремонт приобретенного жилья. Изменения коснулись только тех вынужденных переселенцев, которые будут покупать жилье.

09.04.2001 г. издано постановление правительства Российской Федерации № 274 “О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации”, которым был утвержден соответствующий порядок.

В тот же день, 09.04.2001 г., издано еще одно постановление правительства, № 275 “О фонде жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами, и его использовании”, которым также было утверждено соответствующее положение о порядке создания и использования жилых помещений из фонда жилья для временного поселения беженцев. Эти два постановления еще не опубликованы ни в “Российской газете”, ни в Собрании законодательства РФ. Поскольку в самом постановлении не определен срок вступления в силу, оно вступит по истечении семи дней со дня первого опубликования в официальном издании.

09.02.2001 г. издано постановление правительства № 96 “О Федеральной целевой программе восстановления экономики и социальной сферы ЧР в 2001 г.”, которым была утверждена данная федеральная программа.

07.02.2001 г. Верховный суд РФ по первой инстанции рассмотрел жалобу С.А.Ганнушкиной на пункт 2 постановления правительства № 510. Суть требований была сужена, из общей массы требований остановились на одном: о том, что условие, при котором выплачивается компенсация, а именно наличие регистрации граждан в территориальном органе миграционной службы, не соответствует указу президента № 898. Суд, рассмотрев данное дело, согласился с этими доводами и признал, что п. 2 порядка выплаты компенсации, утвержденного 510-м постановлением правительства, в части слов “и ставших на учет в территориальном органе миграционной службы” не соответствует законодательству. Правительство РФ не согласилось с данным решением и заявило кассационную жалобу. Данная жалоба 20 марта 2001 г. была рассмотрена кассационной коллегией Верховного суда, которая оставила решение первой инстанции без изменения. Таким образом, решение суда первой инстанции вступило в законную силу.

МЕМОРИАЛ. Главная страница.

МЕМОРИАЛ. Главная страница.