МЕМОРИАЛ. Главная страница.

МЕМОРИАЛ. Главная страница.

Ручейков В.К.,начальник отдела Департамента иммиграционного контроля и по вопросам убежища Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ

Правовое положение лиц, ищущих убежище, и беженцев. Постановления правительства РФ № 274 и № 275 от 09.04.2001

Уважаемые коллеги!

Российская Федерация наряду с западноевропейскими и североамериканскими государствами является весьма привлекательной страной для иностранных граждан, желающих эмигрировать из беднейших государств мира, в том числе лиц, ищущих убежище на территории другого государства. К сожалению, Россия является весьма привлекательной в первую очередь для незаконных иммигрантов. После распада СССР и до настоящего времени наше государство, к сожалению, не смогло создать эффективную и надежную охрану государственных границ, четкий контроль за пребыванием иностранцев на территории страны, разумную визовую политику, то есть не смогла создать надежный заслон на пути незаконных эмигрантов. Таким образом, в настоящее время работа с лицами, ищущими убежище, и беженцами проходит в весьма неблагоприятной обстановке.

Приходится констатировать, что в настоящее время фактически утрачен контроль за пребыванием иностранных граждан, в первую очередь, со стороны органов паспортно-визовой службы МВД России. Органы УВИР в настоящее время превратились в некий регистрационный орган, который занимается регистрацией законопослушных иностранных граждан. Хотя по действующему законодательству их полномочия значительно шире. В настоящее время с территории России выдворяется незначительное количество иностранцев, нарушающих правила пребывания в Российской Федерации. Как результат, на территории России в настоящее время, по оценкам отдельных экспертов, находится от 700 тысяч до полутора миллионов незаконно пребывающих иностранцев.

По данным МВД России, в 2000 году на территории России законно пребывало всего лишь чуть более 600 тысяч иностранцев, то есть значительно меньше, чем незаконно пребывающих. В 2000 году с территории РФ было выдворено всего лишь 22 тысячи иностранцев. Постоянно, угрожающими темпами, идет нарастание числа иностранных граждан, незаконно пребывающих на территории государства. За прошедшее десятилетие Россия не смогла создать эффективного иммиграционного законодательства, которое бы реально смогло защитить ее территорию от “непрошеных гостей”. В стране по-прежнему действует лишь с небольшими изменениями старый советский закон о правовом положении иностранных граждан от 24 июня 1981 года. Этот закон эффективно работал в старых советских условиях, в условиях закрытого общества, и совершенно не эффективен в настоящее время.

Анализ положения Федерального закона о порядке выезда из РФ и въезда в РФ от 15 августа 96-го года также показывает, что он не нацелен на борьбу с незаконной иммиграцией, а в основном лишь закрепляет конституционное право каждого гражданина свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Он не учитывает ту ситуацию, которая сложилась в настоящее время на территории Российской Федерации, и те изменения, которые произошли в мире и особенно в нашей стране. Указ президента Российской Федерации “О мерах по введению иммиграционного контроля” от 16 декабря 1993 года № 2145 и последующие постановления правительства позволили создать зачатки системы иммиграционного контроля. Однако до сих пор сотрудники постов иммиграционного контроля не получили реальных полномочий для предотвращения незаконной иммиграции. Эти органы не имеют тех прав, которыми должны обладать для того, чтобы противодействовать незаконной иммиграции. В настоящее время идет речь о создании на территории Российской Федерации иммиграционной инспекции, которая будет осуществлять иммиграционный контроль не на границе, как это делают посты миграционного контроля, а на всей территории РФ. Будем надеяться, что с введением инспекции иммиграционный контроль получит необходимые, в первую очередь силовые, функции, которые бы позволили эффективно бороться с незаконной иммиграцией.

Тем не менее, в постсоветский период в Российской Федерации бурно развивается один из институтов иммиграционного законодательства — институт убежища. За это время Россия стала участником ряда международных соглашений, касающихся предоставления убежища, готовится уже третья редакция Федерального закона “О беженцах”. Принято около двух десятков указов Президента и постановлений Правительства, регулирующих те или иные аспекты предоставления убежища на территории Российской Федерации. Последний пример — постановление № 274 “О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации”. В период с 1993-го года по настоящее время на территории Российской Федерации получили убежище более 200 тысяч иностранных граждан и лиц без гражданства. В основном путем признания их беженцами. После изменения законодательства, можно сказать ужесточения законодательства о предоставлении статуса беженца, количество лиц, получающих статус беженца, стало резко уменьшаться, и в настоящее время на учете в территориальных органах Минфедерации России состоит 26065 беженцев. Из них 19 тысяч в Северной Осетии. В основном это выходцы из Грузии. Мы надеемся, что к концу года количество беженцев значительно сократится, в основном в связи с утратой статуса и в первую очередь на территории Северной Осетии.

К сожалению, в Северной Осетии искусственно до 1990-го года сдерживалась интеграция беженцев в российское общество. Им не предоставлялась возможность приобретения российского гражданства, поскольку подача ходатайства в нарушение действующего законодательства увязывалась с наличием постоянной регистрации по месту пребывания. При участии ФМС России эта проблема была разрешена, и в настоящее время граждане Грузии, пребывающие на территории Северной Осетии в статусе беженца, активно приобретают российское гражданство и соответственно, утрачивают статус беженца. В прошлом году только на территории Северной Осетии около 5 тысяч беженцев приобрели российское гражданство, еще более 6 тысяч заявлений было подано до нового года и будут рассмотрены в упрощенном порядке. Остальные, как мы надеемся, приобретут гражданство в течение этого года и утратят статус беженца. Оставшиеся, скорее всего, приобретут вид на жительство на территории Российской Федерации и также утратят статус беженца. Это связано с тем, что те конфликты, которые происходили на территории Республики Грузия, фактически исчерпаны, однако люди, прожив на территории России более 10 лет, не желают возвращаться на родину, тем более экономическая ситуация в России значительно лучше, чем в Грузии. Однако происходит и процесс возвращения беженцев на родину, хотя, надо признать, незначительными темпами. В материалах, которые вы получили, представлена таблица — статистические данные о добровольном возвращении беженцев в Республику Грузия. Подобная программа при содействии УВКБ ООН проводится нашими территориальными органами в тесном взаимодействии с грузинскими и юго-осетинскими властями.

К концу настоящего — началу следующего года на учете Минфедерации России будет стоять довольно незначительное количество лиц, пребывающих в статусе беженца, но это будут те лица, которые действительно имеют обоснованные опасения подвергнуться преследованию у себя на родине за политические убеждения, национальность и так далее. Таким образом, в этом году закончится тот переходный период, в течение которого на учете территориальных органов Минфедерации России (ранее ФМС России) состояли беженцы, признанные таковыми без проведения соответствующей процедуры признания и идентификации, в основном бывшие граждане СССР.

В настоящее время с ходатайством о признании беженцем ежегодно обращаются порядка от 2,5 до 3 тысяч иностранных граждан в 30 субъектах РФ. К сожалению, та ситуация с пребыванием иностранных граждан, когда можно без регистрации пребывать на территории Российской Федерации, а также заниматься нелегальной трудовой деятельностью, способствует тому, что многие иностранные граждане, иногда даже прибывшие в поисках убежища, не обращаются к властям с ходатайством о предоставлении убежища, а предпочитают находиться здесь нелегально. Однако мы ожидаем, что, с усилением контроля за пребыванием иностранных граждан, количество обращающихся за убежищем резко возрастет, как минимум до 15–20 тысяч человек в год. В соответствии с действующим законодательством в настоящее время обращение с ходатайством об убежище для незаконного иммигранта является фактически единственной возможностью легализации, пусть даже часто только временной. По нашим прогнозам, начало процедуры предоставления временного убежища также будет способствовать резкому увеличению количества иностранных граждан, обращающихся с ходатайствами о предоставлении временного убежища или о признании беженцем.

В настоящее время в Российской Федерации существуют две основные формы предоставления убежища политически преследуемым иностранцам. Фактически в обоих случаях речь идет о предоставлении политического убежища. Первая — это конституционная норма, которая закреплена в Конституции РФ, т.е. собственно политическое убежище. Вторая форма предоставления политического убежища — признание беженцем в соответствии с действующим Федеральным законом “О беженцах”. И есть третья форма — так называемое “временное убежище”, которое может быть предоставлено иностранцу в соответствии с 12 статей Федерального закона “О беженцах”. “Временное убежище” фактически убежищем не является. К сожалению, в данном законе был выбран весьма неудачный термин — “временное убежище”. При разработке постановления правительства о временном убежище речь шла о предоставлении так называемого гуманитарного статуса иностранным гражданам, которых невозможно вернуть на родину по тем или иным гуманным причинам. Это не убежище, а отложенное выдворение. Оно применяется, когда человека нельзя вернуть на родину, поскольку существуют какие-то причины временного характера. При исчезновении этих причин человек будет, скорее всего, возвращен на родину, если за это время он не приобретет на территории РФ другого статуса. Что касается процедуры политического убежища, то статья 63 Конституции РФ определила, что РФ предоставляет политическое убежище иностранным гражданам в соответствии с общепризнанными нормами международного права. В РФ не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также действия или бездействие, не признаваемое в РФ преступлением. В соответствии со статьей 89 политическое убежище находится в компетенции президента РФ. В настоящее время процедура предоставления политического убежища используется довольно редко, поскольку редко иностранные граждане обращаются с подобными ходатайствами. В год до нескольких десятков обращений. Процедура весьма похожа на процедуру предоставления статуса беженца. До настоящего времени политическое убежище никому не было предоставлено. Основное отличие процедуры предоставления политического убежища от процедуры признания беженцем заключается в уровне принятия окончательного решения по ходатайству. Если статус беженца предоставляется решением руководителя территориального органа Минфедерации России, то решение о предоставлении политического убежища принимается на самом высоком уровне — Президентом РФ. Поскольку процедура политического убежища используется достаточно редко, сегодня мы, в основном, будем говорить о процедуре признания беженцем. Вы можете детально познакомиться с ней на представленной вам схеме. До настоящего времени основной формой предоставления убежища на территории Российской Федерации являлось признание беженцем. РФ в 1992 году присоединилась к Конвенции ООН 1951 года и Протоколу 1967 года, касающихся статуса беженца, и приняла на себя серьезные международные обязательства по предоставлению убежища на своей территории иностранцам и строго выполняет их. В первый день семинара возник вопрос, почему РФ поспешила присоединиться к Конвенции ООН о беженцах. К сожалению, в то время Россия стала участницей не только этой Конвенции. В этот период достаточно скоропалительно, не всегда взвешенно, она присоединилась к большому количеству международных документов. Присоединяясь к какому-либо международному документу, необходимо было, прежде всего, посчитать те бюджетные средства, которые необходимо будет ежегодно тратить для выполнения взятых на себя международных обязательств. При таком подходе Россия, видимо, не спешила бы ее подписывать. Но факт имел место, и мы теперь обязаны выполнять взятые на себя международные обязательства. Работа с лицами, ищущими убежище, и беженцами очень затратная, требует наличия мощной инфраструктуры, которая позволила бы быстро и эффективно рассматривать ходатайства иностранных граждан о предоставлении убежища, оказывать им социальную помощь. К сожалению, приходится констатировать, что до настоящего времени, по прошествии почти десяти лет, нам до конца не удалось создать подобную инфраструктуру и развитое законодательство в этой области. Тем не менее территориальные органы Минфедерации, другие органы государственной власти делают все возможное по реализации международных обязательств в области предоставления убежища.

Ежегодно в наши территориальные органы обращается около 3 тысяч иностранных граждан, признаются беженцами 10% от подавших ходатайства. Мне бы хотелось обратить внимание на то, что в связи с принятием новых норм по дактилоскопической регистрации и по процедуре идентификации личности теперь в полном объеме все лица, ходатайствующие об убежище, проходят установленную государством процедуру идентификации личности, включая дактилоскопическую регистрацию. Это очень важная и нужная норма закона. Большинство лиц, ищущих убежище, как правило, не имеют документов, подтверждающих их личность, или имеют документы, которые являются недействительными, а порой и поддельными. Процедура идентификации во многих случаях поможет относительно точно установить личность заявителя.

Несмотря на то, что Минфедерации очень активно занималось разработкой данного постановления правительства, был принят самый плохой вариант проекта. Это многострадальное постановление длительное время обсуждалось во многих инстанциях. Многие министерства и ведомства приложили руку к его разработке. Не остались в стороне и международные организации, в том числе УВКБ ООН. К сожалению, документ вышел в таком виде, что у меня, как у исполнителя, вызывает много вопросов. Хотя надо признать, что эти проблемы были запрограммированы несовершенством Федерального закона “О беженцах” и в первую очередь чрезмерной декларативностью его двенадцатой статьи. Мы предвидим определенные сложности по реализации постановления. Как мне кажется, постановление вступает в противоречие с 12-й статьей Федерального закона “О беженцах”, в которой говорится о том, что “временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории РФ” или “не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены, депортированы за пределы территории РФ”.

В 7 пункте постановления речь идет о существовании гуманных причин, требующих временного пребывания лица на территории России. В законе речь шла о невозможности выдворения, а в постановлении — о необходимости временного пребывания. С моей точки зрения — это совсем разные вещи. Причем, к сожалению, несмотря на все усилия министерства, в текст о порядке предоставления временного убежища не вошли критерии, которыми должны руководствоваться сотрудники, решающие вопрос о предоставлении временного убежища. Нет критериев, которые бы говорили о том, кому можно предоставить временное убежище. Говорится лишь только о гуманных причинах, но не приводится их исчерпывающий перечень. В такой ситуации сотрудникам будет весьма и весьма сложно, с моей точки зрения, руководствоваться данным документом. Кроме того, данное постановление не дает обоснований, по которым может быть отказано заявителю в предоставлении временного убежища. Единственным основанием для отказа лицу во временном убежище являются положения, исключающие положения статьи 2 закона. Все это весьма осложнит реализацию данного постановления. Получилось так, что теперь в России фактически существуют три последовательные процедуры предоставления убежища. Наверное, было бы логично, но для этого необходимо внести соответствующие изменения в ФЗ “О беженцах”, дать право предоставления временного убежища сотрудникам территориальных органов в рамках действующей процедуры рассмотрения ходатайства о признании беженцем, совместить две последовательные процедуры в одну. Тогда бы сотрудник, готовя решение об отказе в признании беженцем, имел возможность проанализировать ситуацию конкретного заявителя и сделать вывод о возможности или невозможности возвращения его на родину. При рассмотрении ходатайства о признании беженцем сразу же принималось бы решение о предоставлении или об отказе лицу во временном убежище. А в настоящее время мы имеем две последовательные процедуры. Первая процедура признания беженцем длится до трех, в отдельных случаях до шести месяцев, и процедура временного убежища начинается после принятия отрицательного решения по ходатайству о признании беженцем и также длится до трех месяцев. Этот период неопределенности для заявителя затягивается, сотрудники должны фактически после отказа заявителю возвращаться вновь к рассмотрению его нового заявления. Наверное, в интересах заявителя и государства было бы более разумно совместить эти две процедуры в одну. Но для этого необходимо внести изменения в закон. В настоящее время готовится новая редакция Федерального закона “О беженцах”, однако новый проект является всего лишь косметическим ремонтом, а требуется кардинальная переработка закона. Он не отвечает ни интересам государства, ни беженцев.

Постановление правительства № 275 “О фонде временного жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами, и его использование”. Данное постановление весьма сходно по многим нормам с постановлением по аналогичному фонду для вынужденных переселенцев. За исключением той специфики, которую имеет беженец по сравнению с вынужденным переселенцем. Поэтому когда мы будем обсуждать подобное постановление по вынужденным переселенцам, поскольку оно уже действующее, и ряд подготовленных документов, а также несколько соответствующих проектов по его реализации, наверное, более целесообразно будет к нему вернуться при рассмотрении аналогичного документа по переселенцам.

На вчерашнем заседании возник вопрос о предоставлении убежища гражданам Афганистана. Территориальные органы Минфедерации России (ранее ФМС России) активно рассматривают ходатайства афганских граждан о признании беженцем. Большую часть иностранцев, обращающихся с ходатайством о предоставлении убежища, составляют граждане Афганистана. В настоящее время на территории РФ по заявлениям руководителей афганской диаспоры находятся почти 250 тысяч афганцев. По нашим прогнозам, на территории страны их значительно меньше, порядка 150 тысяч. В Москве находится около 50 тысяч афганцев. Граждане Афганистана также достаточно широко представлены на территории наших соседей, государств СНГ. Например, в Таджикистане их сейчас пребывает порядка 50 тысяч. Прибытие афганцев на территорию России продолжается значительными темпами. С 1997-го года территориальные органы ФМС России приняли и рассмотрели ходатайства почти 6 тысяч граждан Афганистана. Еще 12 тысяч ожидают приема своих ходатайств, в основном в Московском регионе, большей частью в Москве. В УВКБ ООН обратилось более 27 тысяч граждан Афганистана. Даже те граждане Афганистана, которые обратились в УВКБ ООН, не всегда обращаются в территориальные органы Минфедерации, предпочитая пребывать незаконно на территории РФ, и даже не делают попыток легализации. За прошедшие три года 1997-2000 на территории РФ признаны беженцами 604 гражданина Афганистана. Только в прошлом году — 167 афганцев получили статус беженца. Процент признания в прошлом году среди заявителей из Афганистана составил 16%, а за все предыдущие годы — 11% от подавших ходатайство. Ходатайства гражданами Афганистана подавались в 35 субъектах Федерации, а были признаны в 16 субъектах Федерации, хотя граждане Афганистана пребывают во всех субъектах РФ, и даже за Полярным кругом. Афганцы очень мобильные, очень хорошо организованы.

Агентство РИА по горячей линии недавно сообщило, что талибы провели массовую чистку госаппарата, армии, полиции, уволив тысячи человек, служивших при правительствах Тараки, Амина, Наджибуллы, а также обучавшихся в свое время в бывших социалистических странах. Как передает корреспондент РИА “Новости”, по данным афганских источников, свыше 1600 человек уволены из МВД и несколько тысяч — из военного министерства. Это очень интересная информация. При рассмотрении жалоб афганцев на отрицательные решения территориальных органов Минфедерации адвокаты часто пытаются убедить нас в том, что все граждане Афганистана, которые в свое время служили у Наджибуллы, подвергаются преследованию со стороны движения “Талибан”. Как показывает практика рассмотрения ходатайств, это далеко не так. Очень часто даже наши государственные органы, предоставляя на запросы судов справки по ситуации в Афганистане (это касается даже нашего МИДа), вместо взвешенной, объективной и детальной информации по стране, отделываются предоставлением короткой справки, которая фактически не содержит информацию о ситуации в стране, а дает лишь внешнеполитическую оценку событий, происходящих в этой стране. Как правило, при рассмотрении конкретных ходатайств, весьма сложно использовать подобную информацию, поскольку при принятии решений по конкретному ходатайству необходимо разобраться с конкретными обстоятельствами, приводимыми конкретным человеком в обоснование своих опасений.

Закон четко определил понятие беженец, взятое из Конвенции ООН о статусе беженца. Убежище может быть предоставлено только в том случае, если у человека действительно имеются реально обоснованные опасения подвергнуться преследованию со стороны властей государства. Хотя из определения не следует “со стороны властей государства”, однако преследования на всей территории государства, как правило, в состоянии организовать только власти государства. Таких людей, которые бы действительно преследовались со стороны властей государства, не так много. Как показывает практика, часто власти, всегда имеющие бюджетный дефицит и множество других проблем, просто не способны организовать даже уголовное преследование за совершение преступления. Это не всегда представляется возможным. Имеют место случаи, когда власти не предоставляют защиту от преследования со стороны каких-то неправительственных структур. Подобные случаи мы рассматриваем.

Вопрос. Отношение вашего ведомства к лицам, покинувшим Азербайджан в связи с погромами. Понимаю, что общая позиция состоит в том, что они не проходили процедуру, а следовательно, это люди, правовое положение которых не определено. Но почему в таком случае в 97-м году это определение не было сделано, почему им не предложили заполнить ходатайства, и на основании известных обстоятельств не было принято решение о предоставлении им статуса уже по всем правилам, по Закону 97-го года? Почему другое какое-то решение не было принято в течение этого долгого срока? Например, почему не было принято решение, о котором многие из них говорили, — о признании их гражданами на основании 13-й статьи, части 1, Закона о гражданстве, поскольку они постоянно находились на территории России на момент принятия гражданства? Конечно, как вы говорили, нельзя давать статус беженца списком, но если справедливо некоторое утверждение, что люди определенной национальности не могут находиться на территории Азербайджана по известным обстоятельствам, и это признано Министерством иностранных дел, и это признано ФМС (у нас есть оба ответа, еще 98-го года ответы). Почему одно из таких решений не было принято и что принимается сейчас?

Ответ. Я начал бы ответ немного издалека. В настоящее время порядка 600 граждан Афганистана получили статус беженца. Большинство из них, получив статус беженца, пытаются сразу же получить вид на жительство, то есть перейти в более прочный статус, которым является постоянно проживающий иностранный гражданин. А затем, как только становится возможным, они подают ходатайство о приобретении российского гражданства, и становятся полноценными гражданами РФ. Граждане Афганистана четко видят разницу между статусом беженца и статусом временно пребывающего на территории РФ иностранного гражданина, которому предоставлено убежище на период, пока существует у него обоснованное опасение подвергнуться преследованию у себя на Родине. И они осознанно пытаются получить более прочный статус на территории РФ.

К сожалению, наши соотечественники, которые прибыли к нам с территории сопредельных государств, бывших республик СССР, часто воспринимают статус беженца как возможность приобретения каких-то льгот. Если мы внимательно посмотрим законодательство о беженцах, иностранным гражданам существенных льгот Федеральный закон “О беженцах” не предоставляет, и, наверное, это справедливо. Не может иностранный гражданин иметь серьезные преимущества на территории государства перед гражданами этого государства. К сожалению, это заблуждение сыграло злую шутку со многими нашими соотечественниками. Люди, вместо того чтобы нормально решать свои проблемы, получив гражданство, поскольку имеют на это право, пытаются стать беженцами. Очень часто к нам обращаются ветераны Великой Отечественной войны, люди, которые кровь свою отдавали защищая наше Отечество. Да, они защищали Советский Союз, но в то же время они защищали и РФ. Такие люди, оказавшись волею обстоятельств на территории России, должны пользоваться всей полнотой прав, а это дает только гражданство. У нас сейчас так мало ветеранов осталось, федеральные власти и местные администрации прикладывают максимум усилий для того, чтобы облегчить жизнь этих заслуженных людей. И если бы данный гражданин своевременно приобрел или восстановил российское гражданство, я думаю, он бы значительно легче решил множество своих проблем. Вместо этого люди, ходатайствуя о признании беженцем, идут по неверному пути, и таким образом ограничивают себя в правах и возможностях. Мы постоянно требуем от территориальных органов, чтобы, в случае обращения с ходатайством о признании беженцем граждан из ближнего зарубежья, сотрудники более тщательно разъясняли людям, что собой представляет статус беженца. Лица данной категории, в основном из числа русскоязычного населения, как правило, не страдают от преследований у себя на Родине, а возвращаются на свою историческую Родину или прибывают на территорию РФ с какими-то другими целями. Статус беженца — это статус иностранного гражданина, временно пребывающего на территории РФ. И я думаю, что та ситуация, которая сложилась в Москве, в какой-то степени является результатом того, что миграционная служба Москвы в свое время недостаточно серьезно обратила на это внимание, и люди сейчас оказались в такой сложной ситуации.

С начала этого года, правовое положение граждан СНГ на территории РФ коренным образом изменилось. В настоящее время граждане СНГ на территории России являются точно такими же иностранными гражданами с тем же набором прав и обязанностей на территории РФ, как, например, граждане Афганистана, США или любого другого иностранного государства. И это справедливо. Сегодня Азербайджан, Армения и другие государства СНГ и Балтии являются суверенными государствами, они выступают на международной арене как субъекты международного права. Российские власти обязаны относиться к их гражданам как к гражданам суверенных государств. До последнего времени эти граждане пользовались многими правами, которые были исключительными правами граждан РФ. Это не совсем справедливо. Поэтому то, что произошло с 1 января, это закономерное развитие ситуации, если хотите, ход истории, когда все встало на свои места, это неизбежность. Мы должны исходить из той реальности, которая существует сегодня. Хотя, наверное, многие от этого потеряли, но другого пути нет, существуют суверенные государства, у них должны быть соответствующие отношения. Эти отношения влияют на правовое положение тех граждан, которые находятся на территории других государств. В связи с осложнениями, которые появились в результате такого резкого перехода от старого порядка регистрации по месту пребывания к новому граждан СНГ на территории РФ как граждан иностранных государств, в то время как они регистрировались как граждане РФ, а порядок был общий и для тех и для других, теперь ситуация изменилась. И в связи с этим положением ситуация с теми лицами, которые прибыли в 1989-91-м годах, в какой-то степени тоже осложнилась.

Позиция Минфедерации в этом отношении следующая. Любой гражданин, который считает, что он преследуется властями своего государства, должен пройти установленную законом процедуру, и, если он действительно преследуется, он будет признан беженцем и будет пользоваться всеми правами беженца и нести соответствующие обязанности. Однако для граждан, которые прибыли на территорию РФ до распада Советского Союза, наверное, этот статус в какой-то степени унизителен. Эти люди в результате произошедших исторических событий при распаде Советского Союза фактически потеряли свое гражданство. С моей точки зрения, это пробел в Законе о гражданстве, и в настоящее время общественность, ряд тех лиц, которые состояли на учете в Московской службе, пытаются в судебном порядке доказать паспортной службе право лиц данной категории на российское гражданство с момента введения российского гражданства. Как мне кажется, УВИР в результате судебных разбирательств будет вынужден признать за ними их право на российское гражданство. И МВД должно будет этим людям восстановить российское гражданство.

Вопрос. А каков будет их статус?

Ответ. (Туляков) Поскольку эти лица в свое время не смогли реализовать свои права, связанные с российским гражданством, по моему мнению, на них должен распространяться Федеральный закон “О вынужденных переселенцах”. То есть кто пожелает получить этот статус, в месячный срок после приобретения гражданства должен подать соответствующее ходатайство. Хочу добавить, что приобретение статуса вынужденного переселенца для тех, кто проживает в Москве, совсем не означает, что они получат жилье в городе Москве. Много сил будет потрачено, статус получен, но жилье предоставят, например, в Рязани. А все хотят осесть в столице.

Для справки. Вынужденные переселенцы, в том числе прибывшие с территории Азербайджана в 89-90-м годах и на сегодняшний день имеющие такой статус, состоящие на жилищном учете в терроргане Минфедерации России в городе Москве, получают постоянное жилье в данный момент на территории Московской области. Конкретно — в городе Апрелевке. Минфедерации понимает необходимость решения этой проблемы, и выделили им 72 квартиры пока на эти цели. Там проблемы такие — в первую очередь отселяются вынужденные переселенцы, проживающие в миграционном центре Востряково. Он признан городом, непригодным для проживания, и все, кто стоит там на жилищном учете в терроргане, будут отселены. Во вторую очередь — это гостиницы и общежития. Частный сектор — пока нет возможностей.

Если то, о чем вы сейчас говорите, свершится, люди если не получат гражданство, получат статус вынужденного переселенца, в лучшем случае они могут стать на временный учет в территориальном органе. Проблема создания фонда жилья для временного поселения на территории города Москвы и области проблематична. Это надо доводить до сведения граждан.

Ручейков: Те люди, которые имеют обоснованные опасения подвергнуться преследованию в настоящее время в Азербайджане или в Армении, обязательно будут признаны беженцами. В настоящее время после той кровопролитной войны, которая имела место между Азербайджаном и Арменией в Нагорном Карабахе, произошло серьезное межнациональное размежевание между азербайджанцами и армянами. В Баку сейчас проживает около тысячи этнических армян, и, как правило, это армянки — жены азербайджанцев. Мужчин-армян фактически в настоящее время в Баку и на другой территории Азербайджана нет. Никто не будет настаивать на том, чтобы они возвращались туда. Но это касается только этой категории. И люди здесь должны сами решать, какой путь они изберут. Никто не может их заставить получить российское гражданство. Если они имеют основание, они будут признаны беженцами. Кто получит российское гражданство, в любом случае легализуется. Вопрос легализации связан с тем, что необходимо приобрести статус беженца или какой-либо иной статус на территории РФ. Поскольку здесь существует две проблемы. Первая проблема — это легализация, то есть приобретение легального статуса на территории РФ, и вторая проблема, более болезненная для них — это проблема получения каких-то дивидендов из своего статуса, речь идет о жилье в Москве. Это две разные проблемы. Для тех лиц, которые не получат российское гражданство, а это их право, и не приобретут статус беженца, будет предоставлен статус лица без гражданства, постоянно проживающего на территории РФ.

Вопрос. Даже в том случае, если у них нет постоянной регистрации?

Ответ. Да. Дело в том, что право на постоянное проживание отличается от права постоянно проживать по какому-то конкретному адресу. Органы МВД не всегда это понимают. Кстати, многие из лиц данной категории после 1991 года были отдокументированы советскими паспортами органами МВД России. Разве государство может документировать паспортами иностранцев?

Вопрос. Вопрос касается Узбекистана, где сейчас в тюрьмах за политические убеждения сидит достаточно много людей.

Ответ. Здесь надо различать две разные проблемы: соблюдение прав человека и наличие преследований за политические убеждения. Во многих государствах, даже столь уважаемых, как США, Западная Германия, имеют место случаи нарушения прав человека. Имеют место, например, случаи расовой дискриминации и так далее. Но статус беженца предоставляется не тем лицам, чьи права нарушены, а лишь тем лицам, которые имеют обоснованные опасения подвергнуться преследованию. То есть это могут быть случаи дискриминации — серьезной дискриминации, связанной с опасениями за жизнь или свободу. И в связи с этим у нас пока есть беженцы, и в том числе и из Узбекистана.

Вопрос. Но до сих пор, когда к нам прибывают люди, которые ищут убежище, из Узбекистана, Азербайджана, Грузии, мы через УВКБ ООН и наших партнеров — зарубежных организаций, таких как HRW, “Международная амнистия”, договариваемся о переселении их в иные страны. Россия для них не считается безопасной страной, мы фактически им не предоставляем статус. Вы считаете это нормальным?

Ответ. УВКБ ООН имеет право предоставлять статус мандатного беженца, имеет право переселять этих граждан в третьи страны, это определено мандатом УВКБ ООН. Но это не значит, что российские власти отказываются предоставлять этим лицам статус беженца. Если есть основания полагать, что человек, пусть даже из Украины, действительно преследуется, то ему будет предоставлен статус беженца. И у нас есть такие случаи.

В России действует Закон о соотечественниках, который является весьма декларативным и какой-либо практической пользы не имеет. Неплохо было бы внести изменения в Закон о соотечественниках и предусмотреть ситуацию, когда человек, искренне желающий вернуться на свою историческую Родину, мог бы относительно легко стать гражданином РФ, а сейчас у него в подобной ситуации возникают серьезные проблемы.

Вопрос. Вопрос относительно афганцев. Почему их всего 600 человек, и как вы относитесь к ситуации с детьми-сиротами, которые выросли на территории России и сейчас находятся на нелегальном положении?

Ответ. Ситуация с детьми-сиротами не простая. Эти люди являются уже давно взрослыми и продолжать называть их детьми-сиротами сложно. Дело в том, что в свое время было двустороннее советско-афганское соглашение о том, что Афганистан будет направлять в школы-интернаты Советского Союза детей для того, чтобы на территории Российской Федерации они получили образование и вернулись в Афганистан, чтобы строить новое общество. К сожалению, ситуация резко изменилась, и они оказались на территории РФ. В соглашении в свое время было оговорено специальным пунктом, что данные дети Афганистана будут учиться в наших школах-интернатах, при них будут афганские воспитатели, будут преподаватели родного языка. И они действительно были. Воспитатели и преподаватели являлись гражданами Афганистана. Они заботились о том, чтобы эти дети выросли настоящими афганцами, гражданами Афганистана, чтобы потом они вернулись к себе на Родину, а не оставались на территории РФ. Утверждение со стороны этих афганцев, что они утратили культуру, язык и являются атеистами, как правило, не соответствует действительности. Эти дети в свое время посещали мечети на территории СССР. Как правило, школы-интернаты были расположены в мусульманских республиках бывшего СССР, хотя и были исключения. Утверждение о том, что эти дети, а ныне взрослые люди не являются афганцами, а являются скорее россиянами, наверное, не совсем справедливо. Тем более большинство этих людей поддерживают связь с посольством Афганистана и отдокументированы афганскими паспортами. Однозначно рассматривать эту категорию как детей-сирот, которые утратили культуру, веру и язык, не справедливо. Территориальные органы Минфедерации исходят из того, что все они имеют право обратиться с ходатайством о предоставлении статуса беженца или о предоставлении временного убежища. Ходатайства будут рассмотрены, но в обычном порядке с учетом всех индивидуальных обстоятельств, которые имели место в жизни этого человека. В соответствии с законом он или сможет получить статус беженца, или временное убежище, или ему могут отказать при наличии определенных обстоятельств. По информации паспортно-визовой службы России, в настоящее время проводится процедура идентификации тех иностранных граждан, которые по этому соглашению учились на территории РФ, с целью отдокументировать их видами на жительство. Через представителей афганской общественности тем лицам, которые, например, учились в школах-интернатах в Краснодаре, Иваново и других городах, было предложено явиться в школу-интернат и пройти там процедуру идентификации личности. Дело в том, что, когда они въезжали, они были детьми, в настоящее время они имеют паспорта граждан Афганистана, но МВД не может выдать вид на жительство, не убедившись, что это тот гражданин, который в свое время находился ребенком на территории РФ без личных документов. Тогда у них не было документов, удостоверяющих личность. Был, как правило, один документ на всю группу. После прохождения процедуры идентификации этим людям будет выдан вид на жительство без привязки к конкретному адресу, поскольку, как правило, они не имеют своего жилья, а снимают квартиры, в основном без юридического оформления аренды. Проблема афганцев, которые учились на территории РФ, решается. Однако, по информации УВИР, МВД России, обращения данных граждан единичные. Большинство из них пребывают на территории России нелегально и не обращаются за видом на жительство. А то, что касается детей-сирот из других республик, которые учились в Таджикистане или Казахстане, то здесь ситуация сложней. Российские власти не могут их отправить туда и провести там процедуру идентификации. Но я думаю, что после выхода постановления правительства о временном убежище, эти граждане будут отдокументированы свидетельствами о предоставлении временного убежища.

Вопрос. Я сопредседатель Союза афганских беженцев, город Орел. Я обращался в МВД в связи с вашим письмом, бывшей ФМС, от 03.03.1997 № 364, в котором сказано, что вопрос предоставления правового статуса детям-школьникам школ-интернатов из Афганистана, обучавшихся на территории СССР, решают МВД и местные администрации. Копию этого письма я выслал в МВД. Получил ответ, что эти вопросы решают миграционные службы в соответствии с существующими законами. По закону получить законное проживание можно только через статус беженца. Это письмо от МВД я получил в марте 2001 года, это был последний ответ по детям-школьникам. Всего таких нелегалов-афганцев в Орловской области было 37 , это офицеры Министерства государственной безопасности, которые не выехали на Родину. Международные организации признают эту категорию афганцев, студентов-школьников, офицеров, — мы не признаем. Неужели мы не можем признать очевидный факт, что это настоящие беженцы, которые соответствуют всем международным стандартам? УВКБ ООН подтверждает эту категорию, и нельзя эту категорию спутать с теми предателями, которые предали Наджибуллу и перешли к моджахедам, от моджахедов к талибам. Этим офицерам нужны только корочки, чтобы избежать ареста.

Ответ. Решение этих проблем сейчас значительно упростится в связи с выходом постановления правительства о предоставлении временного убежища, поскольку большинство из этих лиц возможно будет отдокументировать свидетельствами о предоставлении временного убежища. Что касается граждан Афганистана — они разные. Каждое ходатайство рассматривается индивидуально. До настоящего времени ни один гражданин Афганистана, который подал ходатайство о предоставлении ему убежища, не был выдворен на территорию Афганистана.

Пользуясь тем, что здесь находится специалист швейцарской иммиграционной службы, мне кажется, следует предоставить ему слово. Пусть он и подтвердит, что в Швейцарии не разрешено предоставлять статус беженца бывшим сотрудникам МГБ из числа оперативного состава на том основании, что данные лица, находясь на службе в МГБ у Наджибуллы, совершили преступления против мира и человечности, и у них были проблемы определенного характера, и все это не позволяет предоставить им статус беженца.

Туляков. Во многих субъектах Федерации были приняты решения о регистрации афганцев. Например, в Ивановской области губернатор принял решение, и всем афганцам была предоставлена регистрация и возможность работать.

Комментарий Райнера Мартина о работе иммиграционной службы Швейцарии:

Могу сказать о ситуации в Швейцарии, где не всегда это касается именно беженцев из Афганистана. Я проверил свои статистические выкладки, где заявлено о 400 гражданах Афганистана, которые подавали прошение о предоставлении убежища. В 324 случаях было принято окончательное решение, в 212 случаях это было положительное решение, то есть был предоставлен статус.

МЕМОРИАЛ. Главная страница.

МЕМОРИАЛ. Главная страница.