К предыдущей главе... К следующей главе...
Е. БУРТИНА,
член Комитета “Гражданское содействие”

О нарушении трудовых прав беженцев и вынужденных переселенцев

Общественный комитет помощи беженцам “Гражданское содействие” не занимается исследовательской работой, поэтому не может проанализировать ситуацию в области занятости беженцев, но мы располагаем некоторыми частными наблюдениями по этой проблеме.

Проблема трудоустройства — одна из наиболее распространенных и больных для беженцев. Если в наши дни вообще трудно найти работу, то беженцу трудно вдвойне, прежде всего потому, что он новый человек в той местности, где проживает, и при этом чужой человек. Как мы поступаем, когда теряем работу? Идем в службу занятости? Нет, сначала мы звоним друзьям, родственникам, просим их помочь, иметь в виду и т.д. У беженцев чаще всего нет такой возможности. Кроме того, даже при наличии вакансий беженцу труднее получить работу, нежели коренному жителю. Нам неоднократно приходилось слышать даже от русских беженцев, что к ним относятся с недоверием и предубеждением. Поэтому помощь в трудоустройстве нужна беженцам больше, чем другим людям.

К сожалению, в настоящее время наше правительство фактически не предпринимает каких-либо специальных мер по оказанию помощи в трудоустройстве беженцам и вынужденным переселенцам.

В мае и июле 1999 г. по просьбе ряда общественных объединений вынужденных переселенцев один из основателей нашего комитета депутат Государственной Думы Вячеслав Игрунов направил в Федеральную миграционную службу и в Правительство России ряд запросов по этой проблеме. Как видно из ответов, полученных депутатом, целенаправленная работа по созданию рабочих мест для беженцев проводилась только в 1994 и 1995 гг.

В 1994 г. на средства, выделяемые ФМС России на реализацию федеральной миграционной программы, было создано около 3842 рабочих места для вынужденных переселенцев. В 1995 г. между ФМС России и Федеральной службой занятости было заключено соглашение, позволившее создать еще 1627 рабочих мест. Однако, как говорится в ответе ФМС на запрос депутата, из-за отсутствия средств в Федеральном фонде занятости это соглашение было реализовано лишь на 16,8% и в последующие годы не было пролонгировано.

В 1996—1997 гг. при содействии служб занятости было создано и сохранено 2,2 тыс. рабочих мест для беженцев и трудоустроено 15 тыс. беженцев и вынужденных переселенцев.

Таким образом, за 4 года число новых рабочих мест составило менее 8 тыс. В результате большинство беженцев и вынужденных переселенцев либо страшно бедствуют, либо сидят на шее у государства. Это те, кому удалось попасть в центры временного размещения ФМС. С 1995 г. сотрудники нашего комитета побывали в 12 центрах временного размещения (в некоторых не один раз), расположенных в различных регионах страны. Почти во всех подавляющее большинство беженцев не имеют работы.

Однако беда не только в том, что наше государство не помогает или почти не помогает беженцам в трудоустройстве, а в том, что оно часто мешает им решить эту проблему самостоятельно. Я имею в виду сохранившуюся с советских времен практику приема на работу только при наличии прописки, или регистрации.

В Москве и Московской области эта практика закреплена Правилами регистрации. Пункт 13 этих Правил гласит:

“Руководители предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности за привлечение к работе граждан без регистрации в г. Москве и Московской области подвергаются предупреждению или штрафу до 30 минимальных размеров оплаты труда, за те же действия, допущенные в течение года после применения к ним мер воздействия, — штрафу до 50 минимальных размеров оплаты труда”.

Этот пункт является прямым нарушением ст. 16 КЗОТ, которая запрещает ограничение прав граждан в приеме на работу в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, в том числе в зависимости от места жительства.

Незаконно запрещая работодателям нанимать на работу людей, не имеющих регистрации, власти столичного региона в то же время всячески ограничивают гражданам возможности регистрации. 2 февраля 1998 г. Конституционный суд признал неконституционным ограничение срока регистрации по месту пребывания и ограничение регистрации по месту жительства в зависимости от размеров жилой площади, содержавшиеся в федеральных Правилах регистрации. Однако паспортные службы Москвы и области игнорируют это постановление, и граждане по-прежнему сталкиваются с произвольным ограничением срока регистрации, отказами в регистрации со ссылкой на нарушение санитарной нормы жилой площади, а кроме того — с незаконным взиманием сборов за регистрацию, требованием заранее оплатить коммунальные услуги и т.п.

Правда, беженцам и вынужденным переселенцам, имеющим статус, регистрация продляется беспрепятственно. Однако до конца прошлого года Миграционная служба Москвы в нарушение законов о беженцах и вынужденных переселенцах, предоставляла статус беженца только лицам, постоянно прописанным в Москве, а статус вынужденного переселенца — только тем, у кого в столице есть ближайшие родственники. В результате в Москве образовалась целая социальная группа: беженцы и вынужденные переселенцы без статуса, которые постоянно живут в столице без регистрации или оформляют регистрацию лишь на непродолжительный срок, а значит, не могут найти постоянную работу. В конце прошлого года после вмешательства Генеральной прокуратуры действие Федеральных законов “О беженцах” и “О вынужденных переселенцах” на территории Москвы было формально восстановлено, но в положении тех, кто в свое время не получил статус, это ничего не изменит. А кроме того, и сейчас миграционные службы Москвы и области не принимают у беженцев и переселенцев ходатайства о предоставлении статуса без справки о регистрации.

Для беженцев, не имеющих статуса, препятствием к получению работы является также отсутствие гражданства РФ. Без статуса и гражданства они рассматриваются как добровольно прибывшие в Россию иностранцы и подпадают под действие нормативных актов, регулирующих наем иностранной рабочей силы. Это Указ Президента РФ № 2146 от 16 декабря 1993 г. “О привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы” и изданные во исполнение этого Указа решения местных властей, в столичном регионе: постановление Правительства Москвы № 587 от 16 июля 1996 г. и постановления губернатора Московской области № 58 от
22 марта 1994 и № 210 от 18 августа 1997 г. Эти документы предусматривают разрешительный порядок использования иностранной рабочей силы. В Москве, например, разрешение на работу должен получить не только сам иностранец, но и работодатель, желающий использовать труд иностранных рабочих. Эти разрешения выдаются ФМС или МС Москвы на основании заключения специальной Межведомственной комиссии при правительстве Москвы о целесообразности привлечения иностранной рабочей силы данным предприятием, которые оформляются распоряжением премьера правительства Москвы или первого заместителя премьера. Межведомственная комиссия выносит заключение после рассмотрения документов, представленных работодателем, в префектуре, где расположено предприятие, и в соответствующем департаменте правительства Москвы. Понятно, что немногие работодатели решатся пройти эту бюрократическую процедуру.

Все это приводит к тому, что после многомесячных бесплодных поисков работы многие беженцы устраиваются на работу нелегально, без соответствующего оформления, а это значит, что во-первых, с их заработка не взимаются необходимые платежи в бюджет и федеральные фонды, во-вторых, они лишаются социальной защиты в случае потери трудоспособности, правовой защиты в случае недобросовестного поведения работодателя и т.п. Таким образом, закрывая беженцам и вынужденным переселенцам пути легального трудоустройства, московские власти способствуют развитию теневого бизнеса, распространению всякого рода злоупотреблений.

Пример: беженцы из Абхазии. Считается, что их в Москве около 30 тыс. По международным нормам и по российскому закону “О беженцах”, эти люди имели все основания для получения статуса беженца, но из-за незаконных ограничений на предоставление статуса, действовавших в Москве, его не получили. В результате, большинство из них с 1993—1994 гг. живут в Москве, не имея постоянной работы, не пользуясь социальной защитой, бесплатной медицинской помощью. Единственной доступной сферой деятельности для них оказался рынок, где вынуждены работать почти все, независимо от образования, профессии и личных склонностей. Чтобы встать за прилавок на рынке, не нужно проходить отдел кадров, нужно только договориться с хозяином и исправно платить, платить на каждом шагу: рэкетирам, милиционерам, проверяющим чиновникам и т.п. Таким образом, запрет на трудоустройство без регистрации стал одним из факторов развращения и криминализации столичной милиции.

Но и наличие статуса часто не спасает беженцев и вынужденных переселенцев от дискриминации в области трудоустройства. В некоторых областях, например в Воронежской, их не принимают на работу из-за отсутствия постоянной прописки (регистрации по месту жительства).

Из-за отсутствия постоянной прописки беженцы и вынужденные переселенцы не получают пособия по безработице, не могут бесплатно пройти профессиональное обучение или переобучение, которое улучшило бы их шансы найти работу. Законы “О беженцах” и “О вынужденных переселенцах” обязывают органы государственной власти и управления регистрировать беженцев и вынужденных переселенцев в качестве безработных и обеспечивать им возможность профессиональной подготовки (переподготовки). Но службы занятости отказывают им и в том, и в другом, ссылаясь на то, что закон “О занятости” предусматривает принятие решения о регистрации гражданина в качестве безработного по месту его жительства.

Мы считаем, что такие ссылки представляют собой произвольное толкование закона “О занятости”, подменяющее понятие “место жительство” понятием “регистрация по месту жительства”. Такое толкование противоречит не только законам “О беженцах” и “О вынужденных переселенцах”, но и закону “О праве граждан на свободу передвижения”, ст. 3 которого гласит:

“Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации...”.

Мы обращали внимание ФМС и Министерства труда и социального развития на то, что подобное толкование закона “О занятости” приводит к дискриминации целой социальной группы населения, так как беженец, по определению, — человек, не имеющий своего жилья, а значит, чаще всего и возможности зарегистрироваться по месту жительства. Беженцы и вынужденные переселенцы, годами проживая в одном и том же месте, регистрируются временно: например, беженцев 1989—1990 гг. из Азербайджана сначала регистрировали каждые 45 суток, потом — каждые три месяца. Сейчас беженцам и вынужденным переселенцам регистрация по месту пребывания возобновляется каждые полгода или год. Получение регистрации по месту жительства (постоянной прописки), связанное, как правило, с получением постоянного жилья, обычно означает завершение процесса обустройства беженца и влечет за собой утрату статуса.

Мы просили Министерство труда и соцразвития совместно с ФМС подготовить распоряжение о регистрации беженцев и вынужденных переселенцев по месту их регистрации в миграционных службах. К сожалению, это обращение было оставлено без внимания.

К предыдущей главе... К следующей главе...