![]() |
![]() |
Примерно к 1993 г. на рынке труда в РФ сложилась непростая ситуация. Она была вызвана тем, что в это время началось массовое увольнение рабочих с предприятий, сокращение кадров, с одной стороны, с другой — прибытие иностранных граждан с целью трудоустройства. После распада Союза появились рабочие из бывших республик СССР, и наступила уже кризисная ситуация, когда российские рабочие начали протестовать. В целях защиты национального рынка труда, проведения единой государственной политики по привлечению иностранной рабочей силы и обеспечения приоритетного права российских граждан на занятие вакантных рабочих мест был издан Указ Президента РФ “О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы” от 16 декабря 1993 г. № 2146. Этим указом предписывалось, что все иностранные граждане, которые находились на территории РФ, должны получить соответствующее разрешение, легализовать свое пребывание в России и что в дальнейшем всякое привлечение иностранной рабочей силы в РФ должно иметь место только после получения соответствующего разрешения органов ФМС России или после подтверждения права на занятие трудовой деятельностью.
С 1 января 1994 г. ФМС, на которую была возложена реализация указа, приступила к упорядочению пребывания иностранных рабочих на территории РФ и в дальнейшем занялась выдачей разрешений. Указ помог уже в первой половине 1994 г. легализовать путем получения работодателями соответствующих разрешений, а иностранными гражданами — подтверждений права на трудовую деятельность примерно 350 тыс. человек. Мы знали, что не все зарегистрировались, и это положение сохраняется до сих пор: у нас больше нелегальных, чем легальных работников. Мы стараемся нормализовать ситуацию.
Что подразумевается под получением разрешения? В указе говорится, что иностранную рабочую силу в РФ могут принимать и использовать российские юридические лица, находящиеся на территории РФ, иностранные юридические лица, которые заключили договоры на проведение определенных работ в РФ. Физические лица (российские граждане и лица без гражданства, которые проживают в России) также могут приглашать на работу иностранных граждан. Частные лица привлекают людей для строительства, в качестве домработниц и т.п.
Чтобы получить разрешение, потенциальный работодатель должен представить определенный набор документов, в частности: заявление на имя руководителя миграционной службы, заключение местного органа исполнительной власти о целесообразности привлечения иностранного гражданина, проект трудового договора между ним и иностранным гражданином и (при устройстве на работу в организации, имеющие отношение к Министерству обороны) соответствующую справку Министерства обороны о том, что ему разрешено там работать. Это основные документы. Затем миграционная служба анализирует эти документы и вместе со службой занятости определяет, есть ли подобная категория своих, российских, рабочих, нуждающихся в трудоустройстве. По результатам анализа принимается решение о выдаче работодателю соответствующего разрешения. За выдачу разрешения работодатель уплачивает в бюджет субъекта Федерации сбор в размере одного минимального размера заработной платы, установленного на момент выдачи разрешения, за каждого иностранного рабочего. Сейчас он составляет 83 руб. 4 коп. После того как разрешение выдано, работодатель обращается в местную миграционную службу за подтверждением для каждого из привлекаемых работников по списку права на трудовую деятельность. Подтверждения выдаются бесплатно, поскольку работодатель уже уплатил сбор за каждого привлекаемого работника.
Согласно указу допускается также привлечение на работу на основании одного лишь подтверждения права на трудовую деятельность, без оформления разрешения — для специалиста, который трудоустраивается на совместное предприятие или на предприятие со стопроцентным иностранным капиталом на должность руководителя фирмы, заместителя руководителя, начальника одного из ведущих отделов. Такие специалисты оформляются в местных миграционных службах в упрощенном порядке, при котором не требуется заключения местной администрации о целесообразности привлечения этого гражданина на работу. Органы субъекта Федерации, давая разрешение на создание СП, одновременно разрешили привлекать на работу в нем иностранных граждан, поэтому упрощенный порядок получения подтверждений в данном случае оправдан. Но за выдачу подобного подтверждения иностранный специалист должен заплатить сумму, равную 15-кратному размеру минимальной заработной платы.
Такой порядок привлечения иностранных специалистов не распространяется на некоторые категории иностранных граждан, в частности (п. 18 Положения) на лиц, которые официально признаны беженцами; на иностранных граждан, постоянно проживающих на территории РФ; на лиц, получивших убежище на территории РФ или на тех, кто подал ходатайство о предоставлении статуса беженца и получил разрешение на временное проживание. Этот же порядок не распространяется на деятелей науки и культуры, работающих на территории РФ в учреждениях, созданных в соответствии с межгосударственными соглашениями, на работников дипломатических и консульских учреждений, на религиозных деятелей, осуществляющих непосредственно свою профессиональную деятельность в официально зарегистрированных религиозных организациях и обществах, на членов экипажей российских морских и речных судов, на студентов, проходящих производственную практику, на корреспондентов и журналистов, аккредитованных в РФ, на лекторов и инструкторов, а также на лиц, для которых международными соглашениями определен другой порядок трудоустройства.
Тот же самый порядок действует и для граждан государств — членов СНГ, кроме Республики Беларусь (после создания в 1996 г. сообщества Россия—Беларусь граждане Беларуси трудоустраиваются у нас, как российские граждане, т.е. им разрешения получать не надо).
Если раньше было много иностранных специалистов, желающих трудоустроиться в РФ, то сейчас в связи с тем, что местные органы власти ужесточили порядок выдачи заключений о целесообразности привлечения на работу иностранных граждан, этот поток несколько уменьшился. Достаточно сказать, что если в 1994 г. их было 350 тыс., то сейчас у нас 280 тыс. иностранных специалистов. Я имею в виду официально зарегистрированных и получивших разрешение. Поток нелегальных трудовых мигрантов у нас не уменьшился, а может, и увеличился. В 1995 г. мы проводили выборочную проверку в некоторых городах и, по нашей оценке, у нас около 700 тыс. нелегальных мигрантов.
Мы боремся с этим, но слабо, потому что у нас нет для этого законодательной базы. В указе предусмотрено, что если у работодателя обнаружен нелегально работающий иностранный специалист, мы должны его депортировать за счет средств работодателя, но это такая сложная процедура, что мы практически от нее отказались, поскольку надо действовать через суд. Где содержать все это время подлежащего депортации иностранного специалиста? Пока с этим очень большие сложности. Мы надеемся на закон о правовом положении иностранных граждан, который принят Госдумой, одобрен Советом Федерации и сейчас находится на подписании у президента. В нем предусмотрена административная ответственность за такие нарушения, урегулированы вопросы депортации, и я думаю, что это позволит усилить борьбу с нелегальной трудовой миграцией.
Теперь остановлюсь на некоторых деталях. Разрешение выдается конкретному работодателю, он не имеет права передавать его другому работодателю, не только разрешение, но и своих рабочих. Привлеченные иностранные специалисты не должны работать у другого работодателя, на другом объекте, не предусмотренном в разрешении, в другом городе, который не указан в разрешении или в подтверждении. Он должен работать по специальности.
Разрешение и подтверждение выдаются сроком на год с правом продления еще на один год. Для продления разрешения необходимы все документы, которые предусмотрены для получения разрешения. Практика сложилась так, что сейчас мы идем на продление до трех лет. Новым законом предусмотрена возможность продления срока только до двух лет, и это, наверное, правильно, поскольку у нас, как и в Германии, сейчас появилась тенденция к тому, что те же турки пытаются закрепиться у нас всяческими способами и остаться на постоянное место жительства. Поэтому мы будем вынуждены уделять очень большое внимание вопросу о своевременном возвращении иностранных специалистов на родину.
По числу иностранных специалистов (280 тыс. чел.) лидирует Украина (примерно 40%), на втором месте Турция, на третьем — Китай, потом идут Югославия и Польша. Немцев сейчас мало (4%), было больше, когда они строили военные городки в Саратове и других регионах.
В целом иностранная рабочая сила составляет 0,4% от всех работающих в РФ. Она пока не влияет на региональные и национальные рынки труда, т.е. не она мешает устранить безработицу. Она приходится в основном на дальневосточный регион, где у нас всегда были трудности с рабочей силой. Это Хабаровск, Владивосток, Ханты-Мансийск. Самое большое число иностранных рабочих, конечно, находится в Москве и в Санкт-Петербурге (соответственно около 36% и 7—10%).
Они работают в основном в строительстве, промышленности, сельском хозяйстве. В сельском хозяйстве (главным образом на Дальнем Востоке) — китайцы. Кое-кто из них работает в коммерции, но все-таки 86% трудятся в области материального производства. В Москве многие новые здания построены турецкими, югославскими, польскими, чешскими рабочими. Украинцы полностью обеспечивают Москву наземным общественным транспортом.
В принципе иностранная рабочая сила нужна в России. Это создает и определенную конкуренцию нашим рабочим. Сейчас, например, уже не приглашают турок ремонтировать квартиры, поскольку наши научились ремонтировать не хуже. Конкуренция, с одной стороны, дает рабочим стимул повышать квалификацию, находить себя в новой профессии и т.д. С другой стороны, мы таким образом включились в международный рынок труда. У нас законодательство о привлечении иностранной рабочей силы самое, можно сказать, демократичное. У нас легче устроиться на работу, чем в той же Германии. Новый закон не ужесточает прием. Практика показала, что должен сохраниться тот порядок, который действует сейчас. Единственное, что ужесточается, это ответственность за нелегальное привлечение иностранных специалистов. А если ты действуешь легально, сдал документы — получишь разрешение.
Вопрос. Защищаете ли вы права нелегальных мигрантов?
Ответ. Как мы можем это сделать на государственном уровне? Это не наша компетенция. Мы нелегальную миграцию не контролируем.
Вопрос. Куда лучше адресовать жалобу в случае нарушения трудовых прав мигрантов?
Ответ. Адресовать жалобу следует по инстанциям. Прежде всего в местную миграционную службу субъекта Федерации. Если там этот вопрос не решили, значит тогда обращаться к нам, а потом обжаловать в суд. С 1996 г. введен такой порядок: для граждан стран СНГ выдает разрешения миграционная служба на местах, а для стран из дальнего зарубежья выдаем мы, непосредственно ФМС России.
В последнее время нас засыпали письмами украинцы: они в Тюмени много строили, а зарплату им не платят. Мы постоянно занимаемся этой проблемой, но все равно обязаны эти письма направлять в Тюменскую миграционную службу, чтобы она их рассмотрела. Если же они мер не приняли, тогда уже мы принимаем меры. Мы дадим им указание исполнить, просмотреть, проверить; они могут отозвать лицензию.
Вопрос. Имеет ли работодатель право допустить бригаду к работе до получения лицензии? Начинают оформлять людей, как правило, после того, как они приступили к работе. Правильно ли это?
Второй вопрос. Вы перечислили документы, которые необходимы для оформления лицензии. Но на местах требуют заключение жилкомиссии, СЭС, пожарной службы и электроэнергонадзора. Правильно ли это?
Ответ. По первому вопросу. Это неправильно; это, в сущности, и есть нелегальная трудовая миграция, с которой мы боремся. И если наши службы при проверках обнаруживают подобное положение, работодателя лишают права когда-нибудь получить разрешение. Но зачастую местные службы проявляют либерализм и допускают возможность оформления разрешений, когда уже рабочие приступили к работе. Раньше даже мы смотрели на это несколько либерально, потому что разрешительный порядок только начинал внедряться. Но сейчас это категорически запрещено.
Что касается второго вопроса. В указе говорится о трех документах. Но там сказано также, что решение принимается “на основании заключения органов исполнительной власти субъектов РФ”. Прежде чем губернатор или его заместитель подпишет распоряжение о целесообразности привлечения 100 человек с Украины, конечно, он должен удостовериться, что, во-первых, эти 100 человек действительно нужны (надо представить справку от службы занятости); во-вторых, будут ли они жить в нормальных условиях. (Это СЭС должен обязательно проверить.) А пожарные, наверное, не обязательно. Только потом, уже на основании этих документов, администрация области дает заключение, а мы получаем всего 4 документа и еще копию “платежки” за выдачу разрешения.
Вопрос: У меня к вам три вопроса.
1. Вы сказали о новом законе о правовом статусе иностранцев. Какие изменения, кроме возможности депортации, будут внесены этим законом в регулирование порядка привлечения, выдачи лицензий, разрешения трудовой деятельности и т.д.? Будет ли сокращен список исключений, которые вы перечислили?
2. Как я поняла, человек, который проработал два года на основании разрешения на трудовую деятельность, уже не может продлить его и должен обязательно страну покинуть. Если какая-то возможность и какие-то исключительные пути продлевать эти разрешения больше, чем на два года? Если нет сейчас, то предусмотрены ли они на будущее?
3. Если выясняется, что не была соблюдена та процедура, о которой вы сказали, есть ли случаи увольнения иностранцев, и если да, то какие основания по Трудовому кодексу ссылается работодатель при этом?
Ответ. На первый вопрос. Что касается процедуры получения разрешения работодателем или подтверждения иностранным специалистом, то практически все остается по-прежнему. Правда, к документам добавится еще справка из налоговой полиции.
Может ли быть продлен срок работы? Да, может, если появились какие-то новые обстоятельства, например, человек женился, получил вид на жительство. Если же ничего не изменилось, то два года отработал — и уезжай домой. А если работодатель хочет и дальше с тобой работать, пожалуйста, приезжай снова и работай.
Ответ на третий вопрос. Раньше, когда указ только вступил в силу, согласно разъяснению Минтруда следовало ссылаться на него: “уволен в связи со вступлением в силу Указа Президента РФ от 16 декабря 1993 г.”. А если человека приняли нелегально на работу, пусть увольняется или по собственному желанию, или в связи с сокращением штатов, точнее, в связи с досрочным расторжением трудового договора. Ведь в законе не предусмотрено: “в связи с нелегальным трудоустройством”! Другого варианта я не вижу.
Вопрос. Приведенные вами цифры о количестве иностранных рабочих вызывают определенное сомнение, поскольку сразу за украинцами вы назвали турок. А как же трудящиеся мигранты из Закавказья?
Ответ. Я не выделял мигрантов Закавказья, поскольку это граждане СНГ. Кстати, кроме указа для стран СНГ еще подписан Договор от 14 мая 1994 г., специальное соглашение между правительствами 12 республик о трудящихся мигрантах, где определен порядок упрощенного их приема и предусмотрены все гарантии прав трудовых, личных, гражданских. Кроме того, с рядом государств, в частности с Арменией, с Кыргызстаном, с Грузией заключены двухсторонние договоры. Какова доля мигрантов из стран Закавказья? Они у нас очень много работают на рынках, но они не относятся к иностранной рабочей силе.
В новом положении мы хотим записать, чтобы те, кто прибывает на неделю-две торговать на рынке, получали у нас подтверждение права на занятие торговлей или разрешение. Сейчас же мы контролируем тех граждан, которые работают большими коллективами в строительстве, в промышленности, в сельском хозяйстве. Из Армении у нас официально зарегистрировано примерно 5%, из Грузии совсем мало, около 1%, из Азербайджана примерно 4,5%. Очень много молдаван, до 10%.
Вопрос. Я хотел бы получить ответ на два вопроса.
Первый вопрос. В 1996 г. было заключено межправительственное соглашение (которое было подписано и ФМС) о том, что из числа вынужденных переселенцев направляется рабочая сила, в частности строители, в Германию. Разослали циркуляры по всем краям и областям, где было сказано: подготовить такое-то количество людей для направления в Германия. Общественные организации приняли участие в подготовке людей, базу данных отправили в ФМС. И поныне ни один человек не уехал. Продолжает ли действовать это соглашение? Есть ли такие соглашения с другими странами? Как они выполняются?
Второй вопрос. Судя по газетным объявлениям, существует масса фирм, которые набирают девушек от 18 до 21 года с хорошими данными для работы в Германии, Англии. Увеселительные заведения Европы сегодня переполнены нашими девушками. Вы ведь даете лицензию на привлечение рабочей силы за рубеж. Контролируете ли вы этот вопрос?
Ответ. Мы занимаемся трудоустройством российских граждан за границей. Начиная с 1992 г. действуют соглашения с участием Минтруда, ФМС и даже межправительственные с рядом стран об обмене рабочей силой. В частности, есть такое соглашение между правительствами РФ и ФРГ, оно называется “О занятости лиц, работающих по найму с целью повышения профессиональных и языковых знаний”. Есть соглашения со Швейцарией, с Финляндией, со Швецией. Единственное соглашение, которое работает на практике сегодня, — это соглашение с ФРГ. Мы ежегодно направляем туда примерно 200 человек, хотя квота у нас 1500 мест. Почему это не приняло массового характера? Во-первых, надо знать язык, во-вторых, им нужны такие профессии и такая квалификация, которых у нас нет. В-третьих, не могут найти работодателя, который брал бы наших граждан. Мы отсеиваем массу людей. Но хотя мы тщательно проводим отбор, когда приезжают представители Германии и лично с каждым общаются, получается, что наши граждане не владеют языком. Кроме того, германская сторона ссылается на изменение ситуации, на безработицу, на Шенгенское соглашение, на то, что от работодателей не поступают заявки.
Что касается контроля за фирмами, которые направляют иностранных граждан за рубеж, те фирмы, которые лицензию получили, как правило, хорошо работают, и к ним претензий нет. Но существует много фирм-однодневок, которые работают без лицензии; они, например, приглашают на нефтяные платформы в Голландию, в Канаду и т.д. Только в 1998 г. мы привлекли к уголовной ответственности четыре такие фирмы, а в прошлом году — пять. Так что мы их контролируем, но слабо, поскольку этой проблемой занимаются один-два работника.
Вопрос. Если человек получил отказ в предоставлении статуса беженца и обжалует его в суд, может ли он работать? Нужно ли для этого специальное разрешение?
Ответ. Если он обращался и получил отказ, государство на этот случай ничего не предусмотрело, только благотворительные фонды, общественные организации. Мне лично не приходилось разбираться с таким случаем. Думаю, наши местные службы в этом случае пойдут навстречу. Если он сам ее найдет, потому что мы не занимаемся трудоустройством и не имеем списка вакансий. Он должен идти в службу занятости и там просить, чтобы его куда-то устроили. Пока координации в этом деле у нас нет.
Человек, который хочет поехать на работу за границу, имеет право прийти в миграционную службу и зарегистрироваться, как желающий уехать. У нас создана компьютерная система учета таких заявлений.
Вопрос. Каким образом решается вопрос о целесообразности привлечения иностранной рабочей силы, если на рынке труда субъектов РФ имеются предложения по данным конкретным профессиям, в частности в строительстве? Ведь ни для кого не секрет, что самые высокооплачиваемые и престижные объекты возводятся у нас иностранными рабочими, в то время как местные фирмы готовы взять заказ. В то же время привлечение нашей рабочей силы обошлось бы гораздо дешевле.
Ответ. Конечно, местная администрация должна более требовательно подходить к вопросам привлечения иностранных специалистов: с учетом безработицы, с учетом своей дешевой рабочей силы. Но тут вопрос другой. Сейчас у нас проводятся конкурсы на строительство или реконструкцию. Например, в Москве, где есть собственный Главмосстрой, был такой конкурс. Участвовало около 10 фирм, и выиграли турки. Самый дешевый, самый быстрый, самый экономичный проект предложили они. Выиграли — получили приглашение.
Вопрос. Вы сказали, что у вас было четыре случая, когда криминальные фирмы, которые вывозят незаконно за рубеж наших людей, вы привлекали к ответственности. Но вам известно, конечно, что в России очень распространено явление рабства у работодателей, в которое попадают наши соотечественники, приезжая в Россию. Не надо далеко ходить, не надо ездить за границу. В Москве есть заводы, где держат наших соотечественников в рабстве. Пыталась ли миграционная служба хоть когда-то (мы, кстати, сообщали о таких случаях) предпринять какие-то правовые действия против этого страшного явления?
Ответ. То, о чем вы говорите, и есть нелегальная трудовая миграция. Он пришел и устроился без документов, без подтверждения, конечно, он готов жить в конуре, питаться как попало, готов никуда не выходить, только заработать деньги. Московская миграционная служба выявляет это либо при проверках, либо мы узнаем об этом из средств массовой информации. Да, мы это выявляем, находим работодателя. Если мы при этом увидим, что работника истязали, не платили зарплату, то этот рабочий имеет право подать в суд. А если он в рабском положении, а при проверке говорит: “Я ничего, я работаю...”. Что можно предъявить? Ничего. Только пригрозить работодателю. Вот когда у нас будет закон о борьбе с нелегальной эмиграцией и административная и уголовная ответственность, тогда будет меньше рабства. Оно будет все равно! Но меньше.
Реплика. Дело не только в инструкциях или в том, что у нас неправильные законы об использовании иностранной рабочей силы. К сожалению, очень часто люди, о которых идет речь, имеют право на статус вынужденных переселенцев и беженцев, но не получают его. Это вынужденная миграция, и эти люди, особенно не получившие статуса, находятся в бесправном положении. К сожалению, их не защищает трудовое право и не защищает ФМС, на которой и лежит ответственность за непредоставление статуса.
Вопрос. Как вы можете прокомментировать действия Пермской миграционной службы в отношении расселения беженцев в местах, где рынок труда полностью отсутствует, т.е. в местах закрытых шахт?
Ответ. Да, это прямая наша вина в том плане, что мы при распределении центров временного размещения польстились на дешевизну, что ли. Регион мы выбрали правильно — Урал. Но получилось, что мы не предусмотрели такой политики закрытия шахт, безработицы. Мы не думали, что такая безработица будет.
![]() |
![]() |